smart-chair . Узнать стоимость 1С:ИТС
Бизнес-план – это главный инструмент перспективного планирования. Он описывает действия, направленные на достижение поставленных целей, отвечает на вопросы, где сейчас находится компания, куда планирует прийти и какими способами достичь целей. Различают бизнес-план для внутреннего пользования и для презентации инвесторам, получения кредита, целевого финансирования, например, субсидии.
В первом случае план можно составить в произвольной форме, т.к. здесь важнее содержание. Это руководство для действий. Такой план для оценки и понимания перспектив и рисков проекта. Когда речь идет о получении финансирования под проект, следует также учитывать специфические требования и рекомендации инвесторов, банков или государственных органов, если они есть.
Структура, стандарты и методики подготовки бизнес-планов, рекомендации и шаблоны могут меняться в зависимости от их условий.
Обычно бизнес-план состоит из ряда разделов:
Резюме: краткое описание бизнес-проекта, его целей и основных характеристик.
Описание бизнеса: подробная концепция и основные идеи бизнеса, рыночные тренды, конкурентная среда, что продается/предлагается, зачем и для кого.
Раздел «о компании»: информацию о бизнесе, в том числе организационно-правовая форма, учредители, активы и пассивы.
Анализ рынка: целевая аудитория, емкость рынка, основные игроки (конкуренты).
Описание команды: ключевые сотрудники, партнеры и их компетенции, роли, организационная структура компании.
Операционный план: описание и организация производственных процессов, план закупок и снабжения, технические характеристики оборудования.
Финансовый план: прогноз доходов и расходов, расчет точки безубыточности, оценка инвестиций и потребности в финансировании.
Маркетинг: стратегия продажи продукта и методы ее достижения. Здесь же указывают принцип ценообразования, преимущества продукта, оптимальные каналы рекламы, рассчитывают вложения.
Оценка рисков: здесь предусматривается стратегия ведения дел при негативном сценарии. В разделе прописывают риски и способы их предотвращения.
Финансовый анализ: здесь приводятся такие показатели, как ROI, NPV, IRR, оценка кредитоспособности.
Приложения: дополнительные материалы (бизнес-планы по отдельным направлениям, маркетинговые исследования, финансовые модели и т. д.
Бизнес-план должен быть:
Лаконичным: описывать будущий бизнес надо кратко, прогнозы делать на основе исследований, исходить из реальных цифр.
Конкретным: нужно сразу указывать выбранных поставщиков, модели оборудования, мебели, сырья и пр. с указанием цены и условий поставки. Например, удобнее и точнее делать расчеты исходя из параметров конкретного помещения. Так сразу можно оценить проходимость, затраты на ремонт, конкуренцию.
Приближенным к реальности: в расчетах нужно делать поправку на риски, учитывать время на раскрутку, сезонность бизнеса. Нередко забывают включить в расчеты себестоимости, окупаемости расходы на кредит, рекламу, амортизацию, налоги и пр. Аналогичной и с рабочей силой, траты на которую считают ниже рынка. Нельзя забывать и про корректировку на отпуска и возможные больничные.
Изображение из открытых источников.