Согласно ежегодному обзору положения дел в мировой лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной промышленности, подготовленному PwC (PricewaterhouseCoopers) (Global Forest, Paper & Packaging Industry Survey), по результатам 2-го квартала 2010 года девять крупнейших европейских компаний лесной и целлюлозно-бумажной промышленности отразили в отчетности общую прибыль на сумму 550 млн долл. США. Таким образом, компании улучшили свои финансовые результаты на 1,1 млрд долл. США по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, когда были признаны убытки в размере 598 млн долл. США.
Все компании из подготовленного PwC перечня 100 крупнейших компаний, за исключением трех, улучшили свои финансовые показатели по сравнению со 2-м кварталом 2009 года и отмечают рост объемов продаж и положительную динамику цен. Единственным серьезным исключением на фоне этих положительных тенденций стал рынок газетной бумаги, где цены были существенно ниже, чем в прошлом году.
Выручка от реализации, полученная 31 европейской компанией составила 103 млрд долл. США, что на 20% меньше аналогичного показателя за 2008 год, составившего 129 млрд долл. США. Это третья часть выручки всех компаний перечня, причем на страны Европы уже третий год подряд приходится наибольшая доля общей выручки. Падение показателя выручки в евро является менее четко выраженным благодаря 5%-ному повышению курса доллара США по отношению к евро в 2009 году. Сумма выручки, номинированная в евро (74 млрд), сократилась на 16% по сравнению с аналогичным показателем за 2008 год (88 млрд евро).
Алексей Иванов, руководитель практики по оказанию услуг компаниям лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной промышленности PwC в России, комментирует:
«Общемировые экономические условия продолжали оказывать влияние на результаты деятельности 100 крупнейших компаний отрасли, включенных в перечень PwC. Первая половина 2009 года характеризовалась сложной рыночной ситуацией, поскольку негативное влияние мирового экономического кризиса продолжало действовать в течение первых шести месяцев года. Экономическая и экспортная активность компаний продолжала падать; а жесткие условия на рынках кредитования, ограниченный доступ к капиталу, уменьшение объемов нового жилищного строительства, снижение деловой активности в строительном секторе и уменьшение потребительских расходов порождали дополнительные сложности».
Согласно данным обзора, в первой половине года отмечалось резкое падение спроса и цен на продукцию лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной промышленности, что вызвало закрытие производственных мощностей на долгосрочный и неопределенный период. Как следствие этого, финансовые результаты компаний продолжали ухудшаться в связи со значительным снижением стоимости активов и начислением убытков от их обесценения. Компании приняли меры по снижению затрат, однако их усилия в ряде случаев осложнялись тем, что производственные предприятия работали на пониженной мощности и с меньшим коэффициентом полезного действия. Причина заключалась в том, что участники отрасли пытались восстановить баланс поставок на перенасыщенный рынок и сохранить показатели ликвидности.
Негативное воздействие мирового экономического спада на компании лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной промышленности сказывалось повсеместно, при этом степень ущерба варьировалась по отдельным секторам отрасли и регионам. Потребление бумаги было различным в разных регионах. Производители типографской и писчей бумаги уже столкнулись со структурным падением спроса в связи с сокращением рекламных расходов и продолжающимся движением потребителей в сторону цифровых медиа. Под воздействием мирового кризиса наблюдалось еще большее снижение спроса на данную продукцию. Например, в Северной Америке цены на типографскую бумагу упали до исторического минимума, а спрос на нее сократился в Европе и Северной Америке на 15% и 25% соответственно. Потребление бумаги на развивающихся рынках продолжает расширяться, особенно бумаги промышленных сортов, однако объемы потребления все еще остаются на гораздо более низком уровне, чем в экономически развитых странах. Замещение мелованной журнальной бумаги менее качественными сортами привело к падению спроса на 18%. Спрос на гофрированный картон также упал на фоне снижения деловой активности в промышленности и сокращения экспорта.
Прочие секторы также оказались затронуты этими процессами. Сокращение экспорта, потребительских расходов и деловой активности в промышленности повлекло за собой общее падение спроса на продукцию упаковочного сектора. Даже сектор по производству бумаги санитарно-гигиенического назначения испытал на себе последствия кризиса в связи с переходом массового потребителя на более дешевую и менее качественную продукцию. В то же время указанный сектор все еще остается растущей отраслью промышленности, и некоторые производители осуществляют проекты по перепрофилированию мощностей производства бумажной массы на выпуск распушённой целлюлозы.
Алексей Иванов продолжает:
«Ко второму полугодию излишки товарно-материальных запасов сократились, и рынки начали оживляться, однако спрос на продукцию компаний лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной промышленности оставался на значительно более низком, чем до кризиса, уровне. Ряд компаний вышли из кризиса с менее затратными и более гибкими производственными предприятиями, которые способны оперативно приспосабливаться к изменениям рыночной конъюнктуры. Другие компании продолжают напряженную борьбу за выживание».
КОНЕЦ
Сеть фирм PwC предоставляет услуги аудита, налоговые и консалтинговые услуги, которые направлены на увеличение стоимости бизнеса клиентов. Более 161 000 человек в 154 стране мира объединяют свои идеи, опыт и решения, чтобы разработать новые подходы и дать клиентам практические советы. Сеть PwC изменила написание своего названия с PricewaterhouseCoopers на PwC. «PwC» – сокращение по первым буквам названия, включающее заглавные буквы «P» и «C». Написание названия сети фирм строчными буквами (pwc) используется только в логотипе. Более подробная информация – на www.pwc.ru.
Бренд “PwC” объединяет фирмы, входящие в глобальную сеть фирм PricewaterhouseCoopers International Limited (PwCIL). Каждая фирма сети является самостоятельным юридическим лицом и не выступает в качестве агента PwCIL или любой другой фирмы сети. PwCIL не оказывает услуги клиентам. PwCIL не несет ответственность за действия или бездействие любой фирмы сети, не может контролировать профессиональные суждения, высказываемые фирмами сети, и не может никаким образом связать их каким-либо обязательством. Ни одна из фирм сети не несет ответственность за действия или бездействие любой другой фирмы сети, не может контролировать профессиональные суждения другой фирмы и не может никаким образом связать другую фирму сети или PwCIL каким-либо обязательством.
2010 PricewaterhouseCoopers. Все права защищены.