Успех бизнеса во многом зависит от умения руководителя выстраивать команду, мотивировать ее, ставить задачи и добиваться их выполнения. Порой предприниматель становится управленцем, не имея ни опыта руководства, ни образования, и совершает типичные ошибки. Избежать их полностью вряд ли получится, но постараться минимизировать можно.
Невозможно стать хорошим руководителем в одночасье. Природная харизма и лидерские качества есть не у всех, но умение руководить – это навык, который можно развить.
Одна из самых типичных ошибок – руководствоваться принципом «если хочешь, чтобы было сделано хорошо, сделай это сам». Неумение делегировать рано или поздно негативно отразится на бизнесе. Хороший руководитель – организатор, а не исполнитель. Ключевая компетенция руководителя — достигать командного результата. Это позволяет сосредоточиться на задачах развития, не утопая в рутине.
При этом будет ошибкой делегировать все бизнес-процессы и уж тем более перестать вникать в ключевые вопросы. Хороший руководитель должен держать руку на пульсе, иметь время и возможность вовремя среагировать, если что-то пошло не так.
Не контролировать исполнение задач – еще одна распространенная ошибка. Поначалу объяснять их и требовать исполнения кажется сложнее и дольше, чем все сделать самому. Но это путь в тупик. Руководителю надо принимать на себя ответственность за решения и действия команды, даже в условиях рисков. Умение ставить цели, разбивать их на задачи, составлять планы работы и эффективно распределять ресурсы – важный навык, который необходимо развивать.
Несмотря на то, что результат важнее, чем сам процесс, нельзя пускать ход исполнения на самотек. Показатели эффективности помогут контролировать промежуточные итоги и соблюдать дедлайны. Но и не надо спускаться к микроменеджменту, когда контролируется каждый шаг каждого сотрудника.
Когда предприниматель начинает бизнес в команде единомышленников-друзей, есть соблазн сохранить неформальные отношения. Но такая позиция негативно влияет на субординацию в коллективе. Возникает риск, что некоторые члены команды рано или поздно начнут пользоваться дружескими отношениями, проявлять расхлябанность, а строгость и требование результатов воспринимать как личную обиду.
Кроме того, новые члены команды могут хотеть играть по таким же правилам, размывая субординацию, и постепенно отлынивать от работы. Или же произойдет разделение коллектива на «своих» и «чужих». В обоих случаях ситуация нездоровая и негативно отразится на бизнесе. Поэтому важно иметь в коллективе дружелюбную, но деловую атмосферу. Право решающего голоса предприниматель должен сохранять за собой.
На эффективность всей команды сильно влияют конфликты между сотрудниками. Руководителю необходимо вникать в них, искать источник проблемы, менять принципы взаимодействия между подразделениями и работниками, а иногда и расставаться с конфликтными сотрудниками.
Нередко руководители выбирают авторитарный тип руководства. И в определенных случаях такой стиль оправдан. Однако это чревато низкой мотивацией команды и высоким риском выгорания руководителя из-за чрезмерной нагрузки.