22 ноября 2006 года в Московском доме национальностей состоялся
«круглый стол» на тему: «Законодательные аспекты обеспечения правопорядка и безопасности на дорогах России», проводимый Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности Федерального собрания Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел России. В мероприятии приняли участие представители Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Министерства Внутренних дел РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства обороны РФ, а также представители бизнес сообщества, общественных организаций и Средств массовой информации. Участники «круглого стола» рассмотрели и проанализировали современное состояние законодательной базы организации дорожного движения в России, обсудили основные факторы, влияющие на безопасность на дорогах, обозначили и наметили пути решения наиболее актуальных проблем законодательного обеспечения правопорядка и безопасности дорожного движения.
Сегодня задача обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации приобретает общенациональный характер.
Несовершенство и противоречия правовой и нормативно-технической базы обуславливают низкий уровень безопасности дорожного движения, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на внутреннюю составляющую национальной, в том числе экономической безопасности страны, затрагивает конституционные права и свободы граждан. В своих обращениях к гражданам, Президент России Владимир Владимирович Путин неоднократно обращал внимание на необходимость усиления работы всех ветвей законодательной власти по обеспечению безопасности дорожного движения, однако, несмотря на это, за 2 года не было принято ни одного закона в отношении участников дорожного движения. Так, все правовые вопросы, связанные с обеспечением безопасности на дорогах России, регулируются только одним Федеральным законом о безопасности дорожного движения. В своём выступлении Владимир Александрович Федоров, член Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности отметил, что многие законы, прописанные 11 лет назад до сих пор не реализованы, в то время как это могло бы решить целый ряд проблем, связанных с организацией обеспечения своевременной медицинской помощи на дорогах, средств экстренной связи, эвакуации пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.
ООН рассматривает вопрос правопорядка и безопасности на дорогах как одну из острейших экономических проблем стран мира и признает наличие кризиса в данной области. Согласно докладу Александра Юрьевича Якимова, заместителя начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, ежегодно, в результате дорожно-транспортных происшествий страдают более 50 млн. человек, а более 30% смертельных исходов в результате несчастных случаев – это аварии на дорогах. Экономические потери составляют до 50 млрд. долларов в год. В России в 2005 году в результате дорожно-транспортных происшествий пострадали 223 тыс. человек, 34 тыс. из которых погибли. 25 апреля 2005 года, в своём выступлении Президент России привёл печальную статистику, заявив, что по данным ГИБДД, в Российской Федерации в день на дорогах гибнет 100 человек.
«Правовая база в Российской Федерации имеет очень много противоречий и требует дальнейшего улучшения», - констатировал Виктор Алексеевич Озеров, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Говоря о конкретных задачах в области усовершенствования законодательного регулирования обеспечения правопорядка на дорогах России, Виктор Алексеевич обозначил необходимость координации действий всех федеральных органов власти, субъектов РФ и местного самоуправления по обеспечению правопорядка на дорогах. Кроме того, подчеркнул важность организации не только государственного, но и общественного и отраслевого контроля.
Подход к решению проблемы безопасности на дорогах должен быть комплексным, поскольку совершенствование законодательной базы в отношении участников дорожного движения – это лишь один из аспектов безопасности оного. Вопрос безопасности на дорогах России выходит за рамки обеспечения соблюдения правил дорожного движения и включает в себя такие аспекты как контроль за техническим состоянием автомототранспорта и регистрации автомобилей. Сегодня в России имеет место не только несовершенство законодательной базы, но и системы контроля и учёта транспортных средств. Валерий Андреевич Пономарёв, директор ООО «Знак»: «Все европейские страны периодически дорабатывают стандарты изготовления государственных регистрационных номерных знаков и внедряют новые элементы защиты от подделок. В России же такой стандарт был принят 13 лет назад и до сих пор его не планируют менять. Фирмы, специализирующиеся на подделке номерных знаков, уже давно приспособились делать это, в результате чего государство теряет огромные деньги. А ведь ежегодно, доход государственного бюджета от регистрации транспортных средств составляет до 3 млрд. рублей». Участники круглого стола пришли к единому мнению о необходимости принятия комплекса чрезвычайных мер, направленных на адекватное нормативно-правовое и материальное обеспечение правопорядка и безопасности на дорогах Российской Федерации, как важнейшего компонента национальной безопасности Российской Федерации.