2022 год стал непростым испытанием для российского рынка госзакупок. Многие государственные организации снизили объемы закупок (наиболее значительное снижение – почти на 50%, произошло в первом квартале), сократилось и число участников торгов по 44-ФЗ. Вместе с тем, размещение заказов на электронных площадках продолжается, и многие предприниматели готовы и могут строить на них бизнес.
Совладелица бухгалтерской компании «Бинергия» Наталья Автаева обращает внимание на главные моменты, которые надо учитывать еще до начала участия в торгах, чтобы избежать серьезных финансовых рисков.
1. Участвовать в госзакупках могут любые компании вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налогообложения. Ограничений на этот счет законодательство не предусматривает. Тем не менее есть ряд условий и требований, ознакомиться с которыми необходимо до начала участия в деятельности, связанной с ГОЗ или в деятельности, для исполнения которой будут получены средства из бюджетов разных уровней.
2. Если участник торгов находится на упрощенной системе налогообложения, нужно внимательно изучать условия контракта и посмотреть, включил заказчик в его стоимость НДС или нет. Контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем, поэтому, если победитель использует УСН, цена контракта не может быть уменьшена заказчиком на размер НДС, если изначально он был включен в стоимость. Победителю достаточно предоставить заказчику документы, подтверждающие его нахождение на УСН.
3. Для получения оплаты или ведения расчетов в рамках исполнения государственного контракта нужно будет открыть отдельный банковский счет для сопровождения государственного контракта или лицевой счет в казначействе. Открытие отдельного банковского счета для сопровождения государственного контракта осуществляется в том банке, который был выбран государственным заказчиком и в котором открыт соответствующий счет для головного исполнителя (если вы им не являетесь). Лицевые счета открываются в казначействе и имеют ряд особенностей, с которыми нужно ознакомиться до заключения государственного контракта, получения субсидий, бюджетных инвестиций или заключения контракта, условиями которого предусмотрено казначейское сопровождение.
Если заказчик будет рассчитываться за товары или услуги по контракту средствами, выделенными из муниципального, регионального или федерального бюджета, размер которых превышает 3 млн рублей, они будут в обязательном порядке подлежать казначейскому сопровождению. Так государство следит за тем, что деньги используются строго для целей госконтракта. Поэтому компании, которые привлекаются к исполнению госконтракта, обязаны открывать специальные лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК). Важно то, что казначейские счета должны будут открывать и все субподрядчики, чтобы вся цепочка движения денег стала полностью прослеживаемой. С 2021 года казначейство открывает юридическим лицам, для учета операций не участника бюджетного процесса в рамках казначейского сопровождения, единый лицевой счет с кодом 71.
В случаях, когда организация или ИП является исполнителем (соисполнителем) по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения государственных контрактов, соглашений (договоров), в которых головному исполнителю, получателю субсидии (бюджетной инвестиции) открыт лицевой счет с кодом 41, то открывается лицевой счет с кодом 41. Это необходимо знать, поскольку от кода лицевого счета зависит порядок его открытия и программа, в которой придется работать со счетом – СУФД или «Электронный бюджет». Стоит отметить, что в 2023 году государство ввело некоторые послабления для исполнителей по госконтрактам – до апреля 2024 года некоторые из них, например, поставщики оборудования и стройматериалов, строительные организации и ряд других могут получать оплату без открытия лицевых счетов в ТОФК. Деньги будут поступать на расчетный счет в банке.
4. Заказчик будет требовать детальный отчет об использовании выделенных подрядчику денежных средств. Такое требование обязательно включается в договор. Поэтому по ходу выполнения госконтракта необходимо составлять смету всех понесенных расходов, на основании которой и составляется отчетность о фактическом использовании денежных средств. Для подготовки отчета необходимо обеспечить раздельный бухгалтерский учет в своей учетной программе. При исполнении госконтракта, следует внимательно относится к оформлению всех документов, подтверждающих расходы, в том числе расходы по сотрудникам.
5. Контракты по 44-ФЗ стоимостью выше 600 тысяч рублей вносятся в Единую информационную систему (ЕИС). Именно в ней будет происходить электронный документооборот, поэтому просто отсканировать оригиналы документов и выслать их заказчику или воспользоваться своей системой ЭДО не получится. Если контракт требует казначейского сопровождения, всем документам (самому договору, расчетной и платежной документации) нужно присваивать специальный идентификационный код (ИГК). Важно проследить за тем, чтобы этот код документам присваивали и субподрядчики.
6. Денежные потоки по госконтракту необходимо тщательно планировать.
Следует помнить – оплата за поставленные товары и/или оказанные услуги по всему госконтракту или на отдельном его этапе после подписания всех необходимых документов не поступит на счет уже на следующий день и даже через пару дней. До мая 2022 года по закону заказчик имел право проводить оплату в течение 15 рабочих дней, теперь этот срок сокращен до 7 дней (если заказчик не предусмотрел иные сроки оплаты). При этом не имеет значения, подлежит контракт казначейскому сопровождению или нет. Если документы не нужно регистрировать в ЕИС (напомним, это распространяется на контракты стоимостью до 600 тыс. рублей), срок оплаты составляет 10 рабочих дней. Те же правила действуют и для получения авансовых платежей. Эти моменты важно учитывать при заключении договоров с субподрядчиками (соисполнителями), чтобы не попасть на кассовые разрывы при исполнении своих обязательств по контрактам, в том числе на штрафы, при расчетах с сотрудниками, а главное – при расчетах по своим налоговым обязательным.
Например, если исполнитель находится на НДС и получает аванс по госконтракту в конце отчетного периода (квартала или года), нужно четко понимать, можно ли будет уплатить НДС за счет денежных средств, полученных авансом от заказчика на казначейский счет, или придется производить уплату налога из своих имеющихся на расчетном счету средств?
Также очень важно при получении авансовых сумм от заказчика, придерживаться зеркального использования полученного аванса по осуществленным поставкам или оказанным услугам в рамках исполнения государственного контракта как с заказчиком, так и со своими соисполнителями. Это поможет в будущем избежать споров с налоговой инспекцией и при необходимости возместить НДС из бюджета.