Молодцов О.В., Руководитель Комитета по образованию Московской ассоциации предпринимателей
Предприниматели – созидающие патриоты России
Предприниматели, задачи, роль, общество, популяризация.
Обсуждение места и роли российского предпринимательства в жизни нашей страны ведётся в объеме, явно не соответствующем многоаспектной значимости этой части общества. Напротив, в настоящее время мы наблюдаем в медийном пространстве преобладание упрощенно-мифологического отношения к предпринимателям. Постановка их на постамент спасителей отечественной экономики или отождествление с мошенниками. Сами предприниматели нередко оценивают свою роль, ее значимость в жизни страны, не слишком высоко: полезное делаем, но стараясь при этом, конечно, побольше заработать, стремясь к максимальной прибыли.
При этом данные ВЦИОМа показывают интересную картину. По уровню доверия со стороны общества предприниматели в сравнении с рабочими находятся на тринадцатом месте. И доверие это с 2010 по 2017 года понизилось на 40 процентов. Можно, кстати, отметить, что в этом рейтинге представители госорганов, у которых к бизнесу много претензий, находятся незначимо выше – на одиннадцатом месте. Вместе с тем за то же время количество затруднившихся определить свое отношение к предпринимателям возросло на 60 процентов. Наверное, это может быть объяснено следующим.
Опрошенные выделили в качестве тех, кто больше всего влияет на улучшение жизни в стране, преподавателей и ученых – 20%, госслужащих и чиновников – 19%. И предпринимателей – 18%. Три «призовые места», практически равные по значимости в глазах наших сограждан. Аналогичная оценка остальных категорий населения в разы меньше. Военных в два раза, других еще ниже.
Такое видение, возникшее у анализирующих или точно чувствующих россиян, представляется логичным и обоснованным. Если качество образования и профессиональной подготовки низкое, то о результативной работе и экономике в целом можно и не мечтать. Если госуправление не эффективно - то же самое.
Вместе с тем наши сограждане в массе своей, даже, наверное, не осознавая точно, а скорее интуитивно - понимают, что в основе реальной, работающей экономики именно предприниматели и находятся. Система обучения может быть замечательной, но прошедшие через нее могут оказаться невостребованными. Госаппарат может прекрасно работать. Но он только задает рамки, определяет общие условия трудовой и другой деятельности, а также собирает и тратит – более или менее успешно – деньги. Деньги, средства, добавочную и потребительскую стоимость, которую сегодня и завтра рождают и будут рождать в большей части предприниматели.
Предприниматели, зачастую сами не очень понимающие, насколько актуальную и важную роль в нашей жизни они играют. Да, они стараются побольше заработать. Но что это значит - это значит постоянно стремиться создавать и реализовывать максимально не просто полезное, но и реально востребованное (за что люди и предприятия готовы заплатить). По возможности при этом экономя ресурсы разного рода. Архиактуальные задачи. Для их решения предприниматели интегрируют людей, деньги и остальные, в том числе материальные ресурсы. Оценивая текущий и прогнозируя будущие варианты развития событий, принимая решения с оптимальным уровнем рисков. Все это делают динамично, принимая и меняя решения по мере необходимости. Даже в таком, самом укрупненном виде, любой предприниматель, очевидно, постоянно решает сложнейшую оптимизационную задачу с несколькими целеполагающими переменными (рисунок после текста). Укрупненными переменными, каждая из которых является многомерной.
Необходимо подчеркнуть – это в любом случае, нередко невольно, не осознавая как гиперсложную задачу, делает любой предприниматель. Другое дело, что с разным успехом, предопределенным его способностями, знаниями, опытом. Кто-то буквально на уровне интуиции (причем, бывает, весьма успешно), кто-то – создав и используя в достаточной мере соответствующую сложности решаемых задач управленческую систему. Никто, кроме предпринимателей, такую задачу в качестве органичной для себя, лично значимой, не решает.
Ни преподаватели, ни ученые, ни госслужащие, ни военные – никто больше в роли наполнителя экономики рациональным живым содержанием не выступает.
Роль и место предпринимателя в жизни общества осмысливается многими, преимущественно учеными-экономистами, довольно давно, с XVIII века (Р.Катильон). Это А.Смит, К.Маркс, Ж.-Б.Сэй, А.Маршал, М.Вебер и многие другие. Деятельность предпринимателя в целом характеризуется как имеющая большое количество конструктивных, полезных для общества последствий. Эта деятельность рассматривается в самых разных аспектах, которые по-крупному можно разделить на две категории: ментально-психологические («духовные»), в виде личностной нацеленности на инновационность, творчество (Й.Шумпетер), и обусловленные объективной потребностью в предпринимательской деятельности на определенных уровнях развития технологий (Н.Д.Кондратьев).
Стоит выделить две важные характеристики современного российского предпринимателя.
Одна из них – стремление работать, основываясь на доверии. Мы все знаем, помним о «купеческом слове». Не задумываясь обычно над тем, что этот элемент бизнес-культуры являлся и является следствием рационального желания снизить излишние, необязательные издержки в своей работе. Не так давно стала известной история о желании жителей одной деревни починить мост, в нее ведущий. Местная администрация пообещала это сделать, построить новый, за 12 млн. рублей в течение двух лет. Местным предпринимателям это показалось не лучшим вариантом. Сложившись ресурсами, они отремонтировали мост за 300 тыс. рублей и несколько месяцев. Понятно – доверие между ними было практически абсолютным, а у государства к ним (или другим предпринимателям) – минимальным. У государства много неизбежных расходов на контроль, надзор за обоснованием, проектированием, исполнением, движением финансов и т.п. Взаимное доверие, культура взаимного доверия, особенно в предпринимательской среде, а также между государством и бизнесом – важнейший фактор экономической эффективности страны.
Другая позитивная характеристика большинства предпринимателей. Они связывают свое будущее и будущее своих детей и внуков с нашей страной. Понимают, что все «на Канары или во Францию» не уедут. Безусловно, не только предприниматели беспокоятся о будущем страны, ее стабильности и развитии. Но они одна из очень немногих – и в любом случае самая массовая - социальная группа, которая при наличии минимальных условий может реально это будущее выстраивать, готовить уже сегодня. И по мере возможности это делает. Предприниматели – созидающие патриоты России.
Но что же с упомянутым в начале статьи растущим недоверием? Наверное, можно найти не одно объяснение. Достаточно очевидными являются следующие.
Во-первых, предприниматель вынужден заниматься многогранной оптимизацией своей деятельности в условиях реальной конкуренции. Важно, чтобы она была. Причем конкуренция не формальная («существует много аналогичных поставщиков, производителей, продавцов»), а с точки зрения потребителя.
Во-вторых, деятельность предпринимателя является позитивной только в рамках закона и морали. Но это не особенность именно предпринимательской деятельности. И государственная, и общественная работа, и личная жизнь, как мы знаем, изобилует негативными примерами, когда она выходит за те же самые рамки.
В-третьих, специфика деятельности предпринимателя выдвигает к нему требования, совсем не однозначные в смысле общечеловеческой позитивности. Он инициирует и организует работу более или менее многочисленной группы людей. И оказывается перед выбором: или постоянно и напряженно решать сверхсложную оптимизационную задачу по гармонизации структуры, психологии, функций, процессов, имеющих место в этом коллективе, или в значительной степени механистически и жестко формировать свое предприятие. Предпочтения обычно отдается второму варианту. Первый в настоящее время явно недостаточно обеспечен необходимым инструментарием, методами для реализации. В своей, по крайней мере, управленческой ипостаси предприниматель не отличается эмпатией, не склонен к повседневному проявлению словом и особенно делом сочувствия своим сотрудникам.
В-четвертых, в настоящее время мы проходим очень сложный и даже драматический этап изменения условий существования нашей страны и, соответственно, бизнеса. Если в 90-е годы прошлого века его суть преимущественно сводилась к поиску, использованию и новой интеграции социально-экономических осколков советской цивилизации, в нулевые годы – подпитывалась растущей как на дрожжах денежной массой, сильно увеличивающейся за счет нефтегазовых доходов, то в десятые годы, оказалось, что предыдущий опыт не работает и даже может мешать. Наступило время жесткой экономии, рационализации, оптимизации. К чему многие если и готовы, то далеко не полностью. И все это в преддверии следующего, уже возникающего на горизонте нового этапа – этапа кардинальной смены технологических и отраслевых приоритетов.
Предпринимателям – да и всем остальным - приходится или придется, преодолевая сформировавшуюся за последние десятилетия инерцию, не просто компенсировать дефекты в своих знаниях и умениях, но и качественно менять взгляды на жизнь страны и себя. Переключаться с навыков по освоению и перераспределению ресурсов на их рождение и увеличение. Это социально-экономический и психологический разворот практически на 180 градусов.
И готовиться к нему, и совершать его надо сейчас, начиная, очевидно, с образования молодежи и обучения взрослых. Основательно, многогранно обсудив, в частности, роль отечественного предпринимателя, ее особенности сегодня и завтра, подготовив и используя соответствующие информационные и учебные материалы. Лучшее будущее рождается в головах.
Хорошей поддержкой этому в России должен стать Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы», утвержденный на 2019 – 2024 года. Проект предусматривает ряд существенных шагов в направлении популяризации предпринимательства и повышения качества обучения предпринимательских кадров. Считаем важным в этой связи объединенными силами ученых-экономистов, историков, социологов, предпринимателей-практиков, профильных преподавателей разработать и широко распространять учебно-информационные модули по популяризации предпринимательства для разных категорий населения, от школьников и студентов до получающих и повышающих квалификацию специалистов (в том числе и особо – госслужащих) и пенсионеров. Время происходящих и надвигающихся перемен требует распространения предпринимательских компетенций и мобилизации значительной части общества в качестве предпринимателей.