Депутаты Государственной Думы Российской Федерации А.В. Гордеев, В.И. Кашин, В.Н. Блоцкий предложили внести поправки в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования правового регулирования отдельных видов рыболовства.
Законопроект № 957909-7 включен в примерную программу решением Совета Государственной Думы на июль 2020 года.
Текст документа:
Вносится депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным, В.Н. Блоцким
Проект № 957909-7
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования правового регулирования отдельных видов рыболовства
Внести в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5270; 2006, № 1, ст. 10; № 23, ст. 2380; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 23; № 17, ст. 1933; № 50, ст. 6246; 2008, № 49, ст. 5748; 2011, № 1, ст. 32; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6728, 6732; № 50, ст. 7343, 7351; 2013, № 27, ст. 3440; № 52, ст. 6961; 2014, № 11, ст. 1098; № 26, ст. 3387; № 45, ст. 6153; № 52, ст. 7556; 2015,№ 1, ст. 72; № 18, ст. 2623; № 27, ст. 3999; 2016, № 27, ст. 4282; 2017, № 31, ст. 4774, № 50, ст. 7562; 2018, № 49, ст. 7493; № 53, ст. 8401; 2019, № 10, ст. 890; № 18, ст. 2210; № 30, ст. 4145) следующие изменения:
1) в част 3 статьи 19.1 слова «в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, промышленное рыболовство во внутренних водных объектах» заменить словами «, в который включены рыболовные участки для осуществления промышленного рыболовства в определенном внутреннем водном объекте, промышленное рыболовство в таком внутреннем водном объекте в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается,»;
2) часть 4 статьи 20 изложить в следующей редакции:
«4. Прибрежное рыболовство в морских водах осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в прибрежном субъекте Российской Федерации, к территории которого прилегают внутренние морские воды Российской Федерации и (или) территориальное море Российской Федерации, расположенные в пределах рыбохозяйственного бассейна, в котором юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предоставлено право на добычу (вылов) водных биоресурсов, а в районах действия международных договоров - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в любом прибрежном субъекте Российской Федерации, к территории которого прилегают внутренние морские воды Российской Федерации и (или) территориальное море Российской Федерации.»;
3) в части 8 статьи 31 после слов «квоты добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних водных объектах распределяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» дополнить словами «и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства»;
4) пункт 4 статьи 32 признать утратившими силу;
5) в части 7 статьи 33.1:
слова «Вид рыболовства, осуществляемый в расчетном году» заменить словами «Прибрежное рыболовство, осуществляемое в расчетном году, определяется в заявлении,»;
дополнить следующим предложением: «При выборе осуществления только промышленного рыболовства заявление не подается.».
Президент Российской Федерации
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в част совершенствования правового регулирования отдельных видов рыболовства
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования правового регулирования отдельных видов рыболовства (далее - Законопроект) подготовлен в целях повышения эффективности государственного управления в сфере рыбного хозяйства, а также устранения избыточного правого регулирования правоотношений в области рыболовства с учетом сформированной правоприменительной практики.
Законопроектом предлагается уточнить положения части 3 статьи 19.1 Федерального закона о 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон о рыболовстве), указав, что промышленное рыболовство необходимо осуществлять в определенном водном объекте на основании договора пользования рыболовными участками только в случае, если перечень рыболовных участков, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, содержит рыболовные участки для промышленного рыболовства в этом внутреннем водном объекте.
Правоприменительная практика статьи 191 Закона о рыболовстве показывает, что не на всех внутренних водных объектах утверждены перечни рыболовных участков. При этом, исходя из буквального толкования нормы Закона о рыболовстве, добыча (вылов) водных биоресурсов, общий допустимый улов по которым не устанавливается, во внутренних водных объектах возможна только по договорам пользования рыболовным участком, что означает обязательное наличие рыболовных участков на этих объектах. Вместе с тем в соответствии со статьей 33.4 Закона о рыболовстве промышленное рыболовство в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, вне рыболовных участков осуществляется на основании договора пользования водными биоресурсами.
Также Законопроектом в целях исключения различного толкования, а также проблем, возникающих в процессе правоприменения, предлагается уточнить часть 4 статьи 20 Закона о рыболовстве, определив, что понимается под «соответствующим прибрежным субъектом Российской Федерации» в рамках прибрежного рыболовства в морских водах и в районах действия международных договоров.
Изменения в часть 8 статьи 31 Закона о рыболовстве связаны с тем, что такие водные биологические ресурсы как анадромные и катадромные виды рыб регулируются в силу их специфики и норм международного права федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и не отнесены полностью к ведению субъектов Российской Федерации (так, протоколы комиссий по анадромным видам рыб утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, что закреплено в статье 29.1 Закона о рыболовстве).
В рамках проведенной в 2018 году заявочной кампании договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в отношении анадромных и катадромных видов рыб во внутренних водных объектах, за исключением внутренних морских вод, заключались Федеральным агентством по рыболовству (постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 № 131), в этой связи и дальнейшее распределение указанных квот должно осуществляться Федеральным агентством по рыболовству, что также закреплено в постановлении Правительства Российской Федерации от 23 августа 2018 г. № 987 «О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с частью 12 статьи 31 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» (далее - Закон № 349-ФЗ) часть 3 статьи 32 Закона о рыболовстве, которая определяла, что переход права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому лицу путем отчуждения осуществляется на основании договора, заключаемого по результатам аукциона, признана утратившей силу, норма части 4 статьи 32 Закона о рыболовстве утратила актуальность и подлежит признанию утратившей силу.
Дополнительно, с учетом сложившейся правоприменительной практики норм, установленных частью 7 статьи 33.1 Закона о рыболовстве, Законопроектом предлагается внести в указанную часть уточнения, согласно которым заявление об осуществлении вида рыболовства, осуществляемого
в расчетном году, необходимо будет подавать только при выборе осуществления прибрежного рыболовства, тогда как обязанность по подаче соответствующего заявления, в случае осуществления в расчетном году промышленного рыболовства, исключается.
Принятие Законопроекта позволит усовершенствовать ряд норм Закона о рыболовстве, устранит пробелы в действующем законодательстве и при этом не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий.
Законопроект не предусматривает изменения объема полномочий и (или) компетенции Минсельхоза России и Росрыболовства.
Реализация предлагаемых Законопроектом решений будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Росрыболовства и его территориальных органов и не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета на руководство и управление в установленной деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.