В своем обращении к нации 25 марта 2020 года Президент Владимир Путин обозначил необходимость принятия спасительных мер, направленных на государственную поддержку бизнеса от последствий падения цен на нефть и пандемии коронавируса.
Законодательная инициатива была тут же подхвачена, в результате чего 01 апреля Президент подписал закон, наделяющий Правительство правом для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве и принудительное обращение взыскания на имущество организаций-должников. К таким исключительным случаям отнесли чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, существенное изменение курса рубля и подобные обстоятельства.
3 апреля Правительство приняло соответствующее Постановление, которым ввело указанный мораторий продолжительностью 6 месяцев в отношении системообразующих организаций, предприятий и акционерных обществ, отнесенных к стратегически значимым, а также компаний рада отраслей промышленности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции. Перечень достаточно обширен, и только список конкретно названных предприятий составляет около 800 наименований.
Условия моратория не приостанавливают судебное взыскание (исковое производство) в отношении этих компаний, но запрещают возбуждение исполнительного производства или инициирование кредиторами банкротства, что зачастую используется в целях понуждения к исполнению вступившего в силу судебного решения. Также в период действия моратория не подлежат начислению штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих. Не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке.
С одной стороны, у компаний появится шанс, что кто-то из кредиторов согласиться на убыточные для себя условия мирового соглашения или продажу (уступку) долга с большим дисконтом. Что может спровоцировать волну банкротств, т.к. принятые поправки перекладывают бремя финансовых потерь на кредитора и нарушают баланс интересов в пользу должников.
С другой стороны условия моратория фактически распространяют в отношении компаний ограничения, предусмотренные законом о банкротстве, в отсутствие самого банкротства.
Так, не допускается выход владельцев из бизнеса, выкуп или приобретение должником акций/долей участия в компании, выплата дивидендов. Это отрицательным образом влияет на возможности реструктуризации обязательств/продажи бизнеса или его части, что могло бы в кризисный период спасти компанию.
Ошибочно полагать, что за период действия моратория компании-должники смогут полностью восстановить свою платежеспособность и перевести обязательства перед кредиторами из просроченных и проблемных в категорию текущих и обслуживаемых. Российская практика банкротства показала крайне низкую эффективность внешнего управления – процедуры, направленной на восстановление платежеспособности должника. И это в ситуации, когда вместо прежних руководителей должника, в результате действий которых должник стал отвечать признакам банкротства, управление предприятием передается внешнему управляющему – дипломированному специалисту по антикризисному управлению, а на период внешнего управления (до 24 месяцев) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
По истечении моратория компании-должники рискуют столкнуться с тем, что вместо одного кредитора, погашение требования перед которым позволит прекратить дело о банкротстве, они могут потонуть под валом заявлений о банкротстве от кредиторов, успевших за эти полгода просудить долг и ожидающих снятие моратория.
Сергей Бурков, Директор юридической службы AC-S (http://ac-s.ru/).