В Совете Федерации считают, что так будет проще взаимодействовать с надзорными органами.
Чтобы сократить количество документов, которые приходится предоставлять во время проверок различным ведомствам, стоит предусмотреть для каждой организации личный кабинет, в который можно будет загружать все необходимые документы один раз, чтобы все надзорные органы могли с ними ознакомиться. Письмо с предлагаемым списком документов, которые можно было бы разместить в личных кабинетах, глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов направляет исполняющему обязанности заместителя председателя Правительства Константину Чуйченко, сообщает «Парламентская газета».
«В рамках многочисленных встреч с предпринимательским сообществом в регионах, а также в рамках совещаний и «круглых столов», бизнес-сообществом неоднократно поднимался вопрос о сокращении бумажного документооборота при осуществлении контрольных функций», — пишет Кутепов.
Основная сложность в том, что приходится предоставлять одни и те же документы разным контролирующим органам. Также, если у надзорных органов есть возможность запрашивать документы друг у друга, например когда данные есть в Едином государственном реестре юридических лиц, всё равно нужно предоставлять каждый документ в бумажном виде.
В новой редакции законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предполагается перенести взаимодействие контрольных органов и бизнеса в электронную форму, в том числе через личные кабинеты на ресурсах контролирующих органов.
Но предприниматели предлагают пойти дальше — разрешить бизнесу загружать документы, которые нужны для проверок и не содержат закрытую информацию, в свой единый личный кабинет, чтобы у контролирующих ведомств был к ним доступ. Сделать это можно было бы с помощью ресурсов единых центров предпринимательства, которые открываются в регионах.
При этом надо чётко определить защиту ресурса, на котором будут размещаться документы или другая информация со стороны контролируемых лиц.
Также можно было бы реализовать такую норму, предоставив предпринимателям возможность не загружать документы, а заполнять определённые формы, которые надо будет корректировать, только если изменятся сами документы (например, паспортные данные или данные контракта).
«В дополнение к этому механизму предлагается установить ответственность за несвоевременное сообщение об изменении данных для лиц, которые такую информацию обязаны актуализировать», — пишет Кутепов.
В Совете Федерации составили по предложениям предпринимателей и профильных ведомств список видов информации, которая может размещаться в личных кабинетах. Это в том числе документы, которые органы запрашивают, чтобы контролировать соблюдение законодательства в сферах противодействия отмыванию преступных доходов, производства и оборота алкоголя, лесного хозяйства, интеллектуальной собственности и так далее. Исключения составят документы с грифом «секретно» и некоторые другие.
При этом определяется, какие сведения надо скреплять квалифицированной электронной подписью, а какие не нужно. Также предполагается, что не придётся загружать информацию, которую ведомства могут получить друг у друга.
В целом органы контроля разделяют такой подход, отметил Кутепов. Исключение составляет позиция ведомств, которые работают с закрытой информацией, в силу требований законодательства (Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности).
Предложенные меры сократят время на обработку данных, содержащихся в документах проверяемого лица, и будут способствовать оптимизации штата сотрудников, которые обрабатывают эту информацию. Кроме того, это позволит сократить передачу огромного количества бумажных документов, которые необходимо предоставить при проверках и которые после проверки либо никому не нужны, либо занимают место в хранилищах и архивах, отметил сенатор.
«Указанная информация направляется для учёта в работе при формировании позиции Правительства Российской Федерации в части разработки порядка ведения и использования личного кабинета контролируемых лиц», — указано в письме Кутепова.