Бизнес-разведка (или конкурентная разведка) в реалиях современного российского бизнеса быстро становится одним из распространенных инструментов изучения конкурентной среды. Все больше компаний пытаются использовать ее в собственных интересах, но не всегда удачно. Причина обычно заключается в так называемой «самодеятельности», когда сбор информации о конкурентах осуществляется силами сотрудников, не обладающих для этого ни необходимыми навыками, ни знаниями. Намного надежнее не заниматься поиском и последующим анализом информации самостоятельно, а обратиться для этого в специализированную организацию.
Некоторые представители бизнеса даже не знают, что на рынке существует такая услуга, и имеют о ней самое слабое представление. Вот почему для них особенно ценно в этом вопросе экспертное мнение профессионала, к которому мы и обратились за разъяснениями. Своими мыслями и опытом с нами сегодня делится советник по оперативной работе и GR в консалтинговой группе Good Life Consulting Кирилл Юрьевич Кравец.
- Кирилл Юрьевич, кто может стать объектом конкурентной разведки? И кто и для чего ее заказывает?
Кравец К.Ю.: Объектом может стать любой игрок на рынке, разумеется, представляющий какую-то ценность для других участников. Собственно, не буду отрицать – мы сами часто становимся предметом заказа информации в пользу третьих лиц (есть такие любители – ищут путь «подешевле»). При этом, чаще всего объектом разработки становится именно успешный бизнес, рост которого обусловлен технологическим опережением, информационными вбросами, политической поддержкой и т. д., то есть, находящийся на той стадии развития, которая подразумевает уже существующую успешную модель ведения хозяйственной деятельности. Согласитесь, вовсе не обязательно тратить деньги и время на сбор информации о компании или бизнесе, которая еще не отрегулировала собственные конкурентные преимущества, не выделила их и не «отшлифовала». Цель реализуемых мероприятий – выявление информации о бизнесе, его структуре, бизнес-процессах, технологиях и т. д. в конкретном направлении. Нет заказчика, которого будет интересовать просто сбор информации об объекте, равно как и нет желающих платить за «все подряд». У каждого заказа есть конкретная, точная цель. Скажем, недостаточно выяснить, что ваш конкурент собирается выходить на смежный рынок с каким-то комплементарным предложением – вы захотите точно знать, что это за предложение, как именно оно будет реализовано и как повлияет на ваш бизнес, не так ли?
Заказы на сбор информации у нас размещают игроки, которым важно точно знать, что происходит с окружающей средой, о чем думают конкуренты и контрагенты, чего хотят и куда идут. Это, своего рода, игра на опережение. Процитирую известного китайского стратега: «Защищаются друг от друга несколько лет, а победу решают в один день. И в этих условиях жалеть титулы, награды, деньги и не знать положения противника - это верх негуманности. Тот, кто это жалеет, не полководец для людей, не помощник своему государю, не хозяин победы». Бизнес – это, в первую очередь, движение организованной группы лиц, которых объединяет общая цель – привлечение прибыли. И каким бы мирным, социально ответственным, политически значимым и общественно полезным он ни был – он никогда не будет безопасным в полном смысле этого слова. На то существует две основных причины: либо ваша организация, начав бизнес, ухудшит чье-то существование, либо найдется кто-то, кто пожелает забрать себе незащищенный или мало защищенный источник дохода. В действительности, настоящих созидателей – то есть, создателей нового продукта, с которыми никто не может поспорить и которым нет альтернативы – во всем мире – единицы. Основная масса участников любого рынка занята постоянным перераспределением источников получения прибыли, отбирая, «по закону джунглей», кусок пожирнее.
Самые прозорливые игроки, как я сказал, стараются использовать максимально эффективные и дешевые методы защиты и обеспечения собственной жизнедеятельности. Вот, собственно, к нам и обращаются те, кто хочет «знать прикуп» и «жить в Сочи».
- Какие основные виды работ выполняются в ходе оказания такой услуги?
Кравец К.Ю.: В первую очередь, мы совместно с заказчиком определяем цель – что именно он хочет выяснить и для чего ему нужна такая информация? Опираясь на полученные данные, можно выстраивать план действий и определять вероятные сценарии развития событий.
Повторюсь: универсальных методов получения информации нет. В каких-то случаях можно использовать внедренного агента, в других – проанализировать имеющиеся факты, окружающую среду, модели поведения менеджеров и т. д. Иногда объект побуждается к раскрытию нужной информации раньше запланированного срока, иногда, наоборот, вычисляется скрываемый объектом сектор и т. д. В любом случае, вторым шагом, после утверждения цели работы, прорабатывается источник, определяются его критерии, формы воздействия, каналы сбора данных и алгоритмы обработки. Бывает, заказчику вполне достаточно и этого – последующие шаги он определяет самостоятельно.
- Какие цели заказчик может достичь с помощью бизнес-разведки, проведенной специалистами Good Life Consulting? Какого результата он чаще всего ожидает?
Кравец К.Ю.: В рамках этого направления работы ожидаемый результат, как я сказал ранее, всегда однозначен – это информация, которая интересует нашего заказчика. Что он будет с этой информацией делать – это его дело. Есть, конечно, «поправка на ветер»: если мы понимаем, что информация, которую мы предоставляем (добываем) для заказчика – противоречит нашей миссии и целям – мы не берем такой заказ в работу.
В остальном, должен признать: качество использования полученной в результате нашей работы информации зависит исключительно от качеств самого заказчика. Мы не используем сами полученные данные – мы передаем из, как инструмент – результат нашей работы.
- Могли бы вы поделиться какими-то примерами того, как удачно произведенная конкурентная разведка помогла тому, кто ее провел, добиться большего успеха в бизнесе?
Кравец К.Ю.: У нас на сайте есть опубликованные кейсы – среди них, кажется, и по этой теме был один. Однако, к сожалению, или, к счастью, мы не раскрываем никаких названий и имен. Это базовое правило нашего бизнеса – не разглашать информации о заказчиках и ни при каких условиях не допускать того, чтобы объект, в отношении которого мы работали, когда-нибудь узнал о том, что он был объектом.
- Кирилл Юрьевич, из наших прошлых интервью, посвященных проблемам информационных войн и противодействия рейдерским захватам, которыми тоже занимается Good Life Consulting, мы поняли, что вы не открываете секреты своего достижения побед, а именно – методы, используемые в работе. Но может быть, тогда расскажете о преимуществах, которые получит клиент, обратившись в Good Life Consulting?
Кравец К.Ю.: Да, пожалуй, я бы выделил в качестве преимущества (не в целях рекламы) главное – результат. Мы всегда, без исключений, добиваемся результата, который перед нами ставится. За все время нашего существования мы не допустили ни одного случая невыполнения поставленной задачи именно в том виде, в котором того требовал заказчик.