Рейдерство в последние десятилетия стало настоящим бичом для российского бизнеса. Практически все компании, даже очень успешные и достаточно крупные, постоянно находятся под «дамокловым мечом»: ни один бизнесмен не застрахован от того, что кто-то когда-то захочет присвоить себе дело всей его жизни. Хорошо, что есть те, кто бесстрашно противостоит пиратским захватам бизнеса. На наши вопросы о рейдерстве и антирейдерстве отвечает Советник по оперативной работе и GR в консалтинговой группе Good Life Consulting Кирилл Юрьевич Кравец.
- Кирилл Юрьевич, при слове «рейдерский захват» фантазия большинства из нас рисует молодчиков в черных масках и камуфляже, громящих очередной офис. Однако это лишь «низшее звено» – рядовые исполнители чужой воли. Расскажите, кто такие рейдеры на самом деле?
Кравец К.Ю.: Если вы откроете, например, Википедию, то прочтете определение, гласящее, что рейдерство – это недружественное поглощение предприятия против воли его собственников или руководителей. Причем, часто такие источники в Интернете делают оговорку о том, что в России, или в Украине такое поглощение носит преимущественно силовой характер.
Фактически, если начать разбираться в том, что это такое и с чем едят, придем к простейшей истине: это, пожалуй, относительно честный способ отъема относительно честно заработанного капитала (бизнеса) у относительно честных людей другими относительно честными людьми или бизнесом.
Если смотреть в корень – это простая игра капитала, задача которого, как гласит «закон джунглей» – сожрать другой капитал – более мелкий. Россия, Украина и другие страны СНГ в части выбора способов развития бизнеса традиционно стараются опираться на административный ресурс, который, в свою очередь, пользуется другим простейшим инструментом – силовым давлением – вот и получается, что поглощение носит преимущественно силовой характер. Сама суть рейдерства не так уж преступна, в ее историческом (классическом) значении – вдумайтесь сами: один предприниматель в своем стремлении взрастить собственный (или управляемый им) бизнес находит способ получить средства для обеспечения такого роста, а «хищник», как рыболов на рыбалке – просто ждет момента, когда предприниматель возьмет деньги. Все, что остается – это «вытащить и съесть»…
- Как чаще всего происходит рейдерская атака? Существует ли общая схема, по которой действует большинство рейдеров?
Кравец К.Ю.: «Чаще всего», которое вы упомянули, изменяется в зависимости от места – географии бизнеса, условий существования «жертвы» и «хищника»… Давайте приведу пример: так, полагаю, будет понятнее. Рассмотрим «рейдерский захват» с разных сторон. Жил-был предприниматель Василий, который, допустим, занимался изготовлением (для начала, сборкой) светильников, ну, типа тех, что сейчас над нами – армстронги. Василий начинал собственный «бизнес», а тогда еще – просто увлечение ради небольшого дохода и чтобы руки занять, в небольшом гараже: покупал на рынке комплектующие и монтировал в потолки дома, на даче, друзьям, знакомым и т.д. светильники. Люди платили ему денежку, и он не возражал. Затем Василий стал увлекаться, стал докупать маленькие прибамбасы, специальные отверточки для сборки, особенные ключики какие-нибудь и т.д. – многие стали к нему обращаться, и он стал не успевать делать все один. А деньги текут, дело спорится. Василию – нравится. И он предлагает другу начать ему помогать или просто берет со стороны помощника – и они уже вдвоем занимаются этой работой. Так проходит, скажем, лет пять…. Бизнес Василия растет, ширится – у него уже цех, работают люди, что-то собирают из комплектующих, привезенных из Китая, что-то – из Индии, что-то из Италии, а что-то заказывают у российского производителя. Василий платит налоги и очень любит жизнь и свою работу – он уже собственник небольшого заводика.
Теперь опишем Василия: исходя из изложенного, он – фанатеет от того, что делает, искренне считает свой бизнес своей страстью, детищем, игрушкой и хобби… Какова же его главная мечта? Ключевая амбиция? Максимально расширить свое производство, разумеется! Если вы предложите такому Василию миллион долларов и отпуск на полгода, он откажется: как же его детище без него проживет? А вот если вы ему предложите миллион долларов для детища – конечно, он скажет «Да» и даже сопротивляться не будет.
И вот, для примера, появляется Петр – коммерсант, с небольшим запасом денег, который, скажем, любит просто торговать – не умеет ничего производить и созидать – а просто любит торговать или ищет способы и методы «откусить где получится». Итак, Петр приходит к Василию и набивается к Василию в торговые агенты (дилеры, дистрибьюторы – не важно). Получает небольшую скидку и приступает к работе. Все имеющиеся денежные средства Петр тратит на привлечение клиента, который купит светильники от производителя – Василия. В таком вот ритме, вкладываясь по максимуму в развитие продаж продукции Василия, Петр поднимает сбыт светильников своего партнера. Причем продает только светильники Василия, поддается, как «лошара», на манипуляции Василия, когда тот начинает выкручивать ему руки ценами, условиями и т.д. – ну, то есть, работает как персональный раб производителя Василия, постоянно увеличивая объем заказов у Васи. Спросите – для чего? Все просто: Петя понимает, что Вася все полученные средства непременно вложит в новую мулечку, плюшечку и станочек для своего производства – он, как ненасытный, будет тратить деньги на усовершенствование производственного механизма своего детища. Важно просто поймать момент, когда объем заказов, которые размещает Петя у Васи, составит хотя бы 70% от общего объема заказов, которые принимает Вася (либо по причине ограниченности рынка, либо в силу имеющейся производственной мощности). И как только указанный показатель будет достигнут, Петя может смело и в один миг переключать заказы от Васи на Сережу, Колю или Машу, которые тоже что-то производят. Вот тут Вася – попал: он будет готов и согласен на все и любые условия Пети просто потому, что другого способа выжить у него нет – он все, что мог – всадил в производство, которое сейчас себя не отбивает – продукция не продается в нужном объеме и по кредитам, которых у Васи, как водится, множество – платить нечем. Теперь Пете надо предложить Васе новую модель сотрудничества: «Ты мне долю в уставе – я тебе заказы»… Дальше – дело техники.
Вариантов и моделей для аналогичных рассуждений и примеров – огромное множество. Важно понимать: ключевая движущая сила, толкающая одного коммерсанта в пасть другого – «хищника» – это жадность. Тот, кто это лучше понимает – тот и есть рейдер. Теперь попробуйте подумать – так ли плох Петя? Стоит ли считать его плохим захватчиком или плохим человеком?
- Что входит в понятие антирейдерство? Какие мероприятия помогают защитить бизнес от захвата?
Кравец К.Ю.: Во-первых, я настоятельно рекомендую трезво, всесторонне и объективно оценивать свои риски перед каждым шагом, во-вторых, читайте каждую бумажку, которую подписываете, и интересуйтесь источником происхождения каждой копейки (цента), который принимаете или учитываете в факторе роста/развития своего бизнеса. Кроме того, старайтесь максимально жестко и точно планировать направления движения информации внутри вашего бизнеса и вокруг него – контролируйте среду, в которой обитаете. И, пожалуй, один из самых важных советов: не стоит «громко» гордиться достижениями и свершениями вашего бизнеса – каждое ваше приобретение, каждая ценность, попавшая на ваш баланс – все ярче окрашивает ваш бизнес в цвет приманки для хищников, которые живут вокруг вас.
- Какие способы борьбы с рейдерством являются наиболее эффективными? Что делать, если процесс рейдерства в отношении компании уже запущен?
Кравец К.Ю.: Вы как-то уже задавали мне аналогичный вопрос – только по другому поводу. Отвечу, наверное, также: универсального инструмента – не существует. Мастер боевых искусств никогда не ответит вам на вопрос о том, какой самый эффективный прием в драке. Самое действенное – это не попадать в драку. Так и с противодействием – не привлекайте к себе внимания хищников – и не будете «съедены». Если же вы понимаете, что процесс «отжима» (назовем это так) уже начался – посмотрите вокруг: что вы успеваете забрать – забирайте и уходите. Если вы поняли, что в отношении вас уже запущен процесс – вы слишком медлительны – базовый план простейшей рейдерской атаки учитывает практически все вероятные сценарии вашего поведения (если, конечно, это не просто силовой отъем соседнего ларька с хот-догами). В такой момент, мне кажется, следует думать о том, что может быть более выгодно для «поедающего вас хищника», чем ваш бизнес? На что можно поменяться? Что предложить за оставшуюся часть? Почему это будет интересно захватчику?
- Как борются с рейдерством специалисты Good Life Consulting?
Кравец К.Ю.: Как я сказал ранее – традиционных схем борьбы нет. Если вы обратитесь к нам на финальной стадии – то есть, вас «захватывают» – будем анализировать захватчика, его вкусы, преференции, цели и способы развития, жизнедеятельности и выживания и искать, что можно ему предложить вместо вашего бизнеса. В остальных случаях – стараемся уберечь нашего клиента от самой возможности оказаться в неприятной ситуации – то есть, просто «уводим подальше от тех мест, где может произойти драка».