Вот и началась эпоха жесточайшей конкуренции за человеческие ресурсы. Автор этой статьи еще помнит то время, когда вакансия в отделе продаж закрывалась за пару рабочих дней. Более того, мы еще выбирали из пяти-семи кандидатов. Никто из наших клиентов тогда и не задумывался о внутренней мотивации менеджеров по продажам, а в случае проявления у кого-то из сотрудников признаков синдрома «выгорания», ему поспешно указывали на дверь.
Сегодня многие рекрутеры рады даже одному релевантному отклику на вакансию в неделю, а молодежь между тем уходит в социальные сети, зарабатывая на ведении коммерческих аккаунтов в Instagram (Запрещенная в РФ организация). Есть мнение, что это последствия демографической ямы конца 90-х, а возможно, и наступающая зрелость рынка труда в России. Мы наконец-то начинаем конкурировать за кандидатов, причем эта конкуренция начинается с того момента, когда мы формируем текст будущей вакансии.
Вакансия – это реклама работы.
На этапе составления текста вакансии HR-менеджеру необходимо стать специалистом по PR и рекламе. А что делает любой рекламщик, когда хочет превзойти конкурентов? Осмелюсь предположить, что он тщательно изучает работу других компаний. В их объявлениях есть плюсы, а есть и минусы. Но бывает, что вакансии конкурентов просто копируют тексты друг друга. Постарайтесь вызвать интерес со стороны соискателя уже тем, что ваша вакансия будет совсем немного, но отличаться от сотен других.
Поймите, ведь соискатель порой просматривает предложения о работе как титры уже давно знакомого фильма. И в этих титрах у вас есть только одна строка, и эта строка должна быть яркой.
К примеру, если вы работаете в кадровом агентстве и сотрудничаете с заводом «Мерседес-Бенц», который заказал вашей компании рабочих на конвейер, то вакансия «Рабочий на конвейер» вызовет меньше откликов, чем вакансия «Рабочий на завод Мерседес».
Многие JOB-сайты начали предоставлять нам возможность оформлять свои вакансии в виде презентаций с фотографиями производства и логотипом компании. Не стоит пренебрегать такой возможностью, тем более если ваше предприятие имеет свой PR-отдел, современные цеха или красивый офис. В любом другом случае вы всегда сможете воспользоваться графическим редактором и эффектно оформить свою вакансию, разместив ее затем на профессиональном форуме или в социальных сетях.
Например, мне помогает создавать красивые дизайны вакансий ресурс Canva, там есть множество бесплатных шаблонов и возможность подгружать свои фотографии или фотографии из интернета.
Вакансия глазами соискателя.
Первое, на что смотрит соискатель, это уровень заработной платы. Не сомневайтесь, он даже ранжирует вакансии по размеру заявленной в них финансовой мотивации. Я знаю одно удивительное предприятие, которое указывает «вилку» зарплаты в вакансии «токарь» ниже, чем в итоге будет получать такой сотрудник на их производстве. Да, представьте себе, менеджер попросту не учитывает все надбавки к окладу в своем объявлении, а это заметно снижает количество просмотров вакансии. А значит, бюджет на рекрутинг расходуется не эффективно, и руководство не понимает, почему у них на производстве постоянно не хватает станочников.
Профессиональный HR не должен ошибаться при описании мотивационной части в тексте вакансии. В некоторых случаях целесообразно поставить в графе заработная плата – «по договоренности», а подробно рассказать о зарплате, бонусах и всех возможных премиальных уже непосредственно на собеседовании с кандидатом.
Удивительный менталитет российского соискателя заключается в том, что мы боимся лишний раз потревожить отдел кадров своими звонками и вопросами. Нашего соискателя еще необходимо убедить в целесообразности позвонить рекрутеру потенциального работодателя.
А удается сделать это только двумя способами: детальным описанием должностных обязанностей и заявленной готовностью отдела персонала общаться по телефону.
К примеру, своих рекрутеров я постоянно прошу писать в конце текста вакансии: «Ждем ваших звонков» или «С радостью ответим на возникшие вопросы по телефону». Такие формулировки в объявлении, как: «Обязанности согласно должностной инструкции», недопустимы и являются моветоном. В этом случае деньги, заплаченные предприятием за Job-сайт и за то время, которое рекрутер потратил на размещение подобной вакансии, выброшены впустую. Хотя образцы таких красноречивых объявлений часто размещают только службы занятости населения.
В объявлении также стоит указать благовидную причину возникновения потребности в специалисте, инструментарий, с которым ему предстоит работать, названия станков и программ... Все аббревиатуры, цифры и названия должны быть выяснены рекрутером у технического отдела компании и правильно отражены в тексте вакансии.
Вакансия в информационном пространстве
Основная задача интернета – быть полезным пользователю. Любой поисковик в сети пытается оказать нам помощь в подборе полезной для нас информации. Рекрутеру необходимо только помочь поисковой системе правильно квалифицировать тот текст, который он размещает в виде вакансии на своем или чужом ресурсе.
Это становится возможным благодаря набору ключевых слов в объявлении. Не случайно я акцентировал внимание на названиях тех программ, станков и инструментов, с которыми предстоит работать вашему кандидату. Их стоит указать, и сделать это нужно это правильно.
Мне попадались вакансии, в которых особенно креативные рекрутеры писали языки программирования на кириллице. Например: «си шарп» вместо «C#», «дот нет» вместо «NET». Подобные эксперименты вполне безобидны, но заметно снижают количество репостов и релевантных откликов.
Если вы размещаете объявление на своем корпоративном сайте или профессиональном форуме, не забудьте лишний раз написать слово «Вакансия». Это можно сделать очень корректно, к примеру: «Вакансия открыта в связи с расширением производства...». Этот незначительный нюанс поможет агрегаторам вакансий и поисковой системе выдать объявление при релевантном запросе соискателя. В рунете есть уже как минимум один международный агрегатор вакансий, который успешно и бесплатно выдает в своем поиске объявления с форумов, сайтов компаний и некоторых Job-сайтов.
Развитие подобных агрегаторов в будущем может вызвать развитие профессиональных форумов, сообществ и корпоративных блогов у рекрутеров. И от HR-менеджеров потребуется знание основ SEO-оптимизации при составлении текста вакансии для успешного конкурирования за внимание аудитории.
Вакансия, которую не напишет робот
Международное HR-сообщество в предвкушении эпохи цифровой трансформации. «Умудренные опытом» молодые директора IT-компаний с лицами прорицателей рассказывают нам о том, как функции HR будут переданы роботам. Из их футуристических гипотез можно сделать вывод, что лет через 15-20 роботы в отделе персонала компаний будут принимать на работу роботов, а истинно человеческими вакансиями останутся только системный администратор и программист.
Полагаю, что все опять будет зависеть от нас с вами, то есть от людей. Да, конечно, 90% вакансий на популярных JOB-сайтах могли написать роботы. Более того, половину из этих 90% роботы бы написали лучше и гораздо информативнее. Но если мы с вами будем использовать в своей работе истинно человеческое качество – креативность, то никакие роботы и чат-боты нас никогда не обойдут.
Именно творческие способности человека позволяют некоторым вакансиям в деловых социальных сетях набирать огромное количество лайков и репостов.
Бывает, что бесплатно размещенный текст вакансии на форуме собирает больше откликов, чем премиум-вакансия на одном из популярных сайтов по поиску работы. Похожие случаи бывают и с оригинально написанными резюме.
Полагаю, что вакансия рекрутера в эпоху цифровой трансформации останется истинно человеческой, однако она перестанет быть стартовой позицией, с которой можно начать карьеру в HR. Недаром в середине 2000-х годов мы получили новую профессию, в которую допускаются только крутые профессионалы — это профессия talent-менеджера. Если на однообразных и рутинных должностях человека заменят машины, то подбирать в будущем нам действительно придется только таланты. И заниматься этим также будут креативные специалисты.