Степан Георгиевич Лианозов был средним сыном одного из крупнейших деятелей московских финансово-предпринимательских кругов, потомственного почетного гражданина, действительного статского советника, купца I-ой гильдии, коммерции советника Георгия Мартыновича Лианозова, который увековечил свое имя на карте Москвы, построив в начале XX века дачный поселок Лианозово, ныне ставший одним из районов города.
Степан Лианозов родился в 1872 году, получил блестящее образование: после окончания гимназии в 1894 году поступает в Московский Университет, который заканчивает в 1898 году. После окончания Университета два года работает помощником присяжного поверенного округа Московской судебной палаты, а в 1901 году переезжает в Баку, где активно включается в деловую жизнь. Сферой его интересов становится нефтедобыча и нефтепереработка. Он - директор-распорядитель и член правления свыше 20 нефтепромышленных и прочих компаний.
Интересы бизнеса тесно переплетаются с политикой, и Степан Лианозов полностью отдается деятельности по ограничению присутствия иностранных компаний в нефтяной отрасли. Он одним из первых начал борьбу с монополией западного капитала на юге России. В 1908 году в Петербурге появилось акционерное товарищество «Г.М. Лианозова сыновья» с основным капиталом два миллиона рублей, через четыре года в Лондоне Степан Лианозов создает «Русскую генеральную нефтяную корпорацию» - The Russian General Oil Corporation (Société Générale Naphthière Russe) Limited, («Ойль»), куда входят ведущие бакинские нефтепромышленные фирмы – три армянские и одна русская, а также элита русского банковского капитала, представители высшего света Британии. «Ойль» оказалась серьезным конкурентом фирме «Братья Нобель» и компании «Шелл». Корпорация добывали нефть в Баку, в Чечне, на Кубани, в Оренбуржье, в Средней Азии, в 1916 году начнет разведку в Ухте, первой обнаружив тимано-печорскую нефть. Нефтеперерабатывающие заводы группы выпускали полный ассортимент нефтепродуктов для внутреннего рынка и на экспорт. «Ойль» контролировала еще 16 нефтяных фирм России, имели партнерские соглашения с крупнейшими транспортными предприятиями империи.
Центральной сбытовой организации в отличие от Нобеля и "Шелла" у группы не было. Участники "Ойля" работали на рынках самостоятельно. Кроме 6 головных и 16 аффилированных с ними предприятий к "Ойлю" примыкала группа полузависимых аутсайдеров. В их число входило нефтепромышленное и торговое общество "Варинские техно-химические заводы И.Н.Тер-Акопова". Этой фирме принадлежали промыслы в Баку, нефтеперерабатывающий завод в селе Варя Нижегородской губернии, собственный флот и цистерны, а также несколько сбытовых точек. В 1913 году Степан Лианозов совместно с немецкими партнерами создал в Гамбурге компанию по переброске в Германию российской (то есть бакинской) нефти и нефтепродуктов для их переработки и продажи, привлекая в дело крупные европейские банки «О.А. Розенберг и Ко» (Париж), «Л. Дрейфус и Ко» (Париж), Б. Маргулиеса (Брюссель). Личный вклад Степана Лианозова в создании нефтяной российской империи состоял, прежде всего, в том, что он сумел привлечь в нефтяную отрасль Баку небывалые до того иностранные инвестиции, срастив российский и европейский капиталы.
В 1900—1914 годах Степан Лианозов входит в число 30 богатейших людей России.
Будучи человеком разносторонних интересов, С.Г. Лианозов совместно с А.И. Манташевым весной 1917 года создал в Москве кинофирму "Биофильм" ("Биохром"), а также построил свою кинофабрику.В Петровском парке столицы был выстроен стеклянный павильон, где "Биофильм" снимал главным образом бытовые, любовные и уголовно-психологические фильмы, в частности "Без исхода", "Бог мести", "Вечная сказка жизни" и др.
Октябрьский переворот 1917 года принудил Степана Лианозова перебраться в Финляндию, где он влился в антибольшевистское движение. Войдя при генерале Юдениче в состав политического совещания армии, перед наступлением на Петроград он дал согласие возглавить отдел финансов. На банкнотах, отпечатанных Юденичем в Швеции, рядом с его подписью стоит и автограф Степана Лианозова.
Позже, уже в Эстонии, Лианозов, в ранге председателя Совета министров и министра иностранных дел и финансов, возглавил «Северо-Западное правительство», сформированное Юденичем при содействии члена английской миссии в Прибалтике генерала Ф.Д. Марша. Фиаско Юденича с походом осенью 1919 года на Петроград вынудило Лианозова перебраться в Париж, где в 1920-м он, работая рука об руку с Г.Л. Нобелем, П.П. Рябушинским, Н.Х. Денисовым, Л.А. Манташевым, Погосом и Абгаром Гукасянами, принял участие в создании «Торгово-финансового и промышленного комитета» («Торгпром») для защиты интересов русских промышленников, который в начале 1920-х годов активно помогал деньгами "Народному союзу защиты родины и свободы" - военной террористической организации, которую возглавлял Борис Савинков. Торгпром прекратила существование в 1940 году.
В Париже Степан Лианозов известен был и в масонских кругах. По рекомендации русских эмигрантов – промышленника А.И. Путилова и дипломата Л.Д. Кандаурова он 11 ноября 1922 года был посвящен в члены Достопочтенной ложи «Астрея» № 500 Великой ложи Франции, а через полгода был возведен во 2-ю и 3-ю степень. В разные годы состоял в ложах «Гермес», «Друзья Любомудрия», «Лотос». В 1935 году, став членом Капитула Астрея Верховного Совета Франции, он поднимается на 15-ю – 18-ю степень. За несколько дней до кончины Лианозов узнает, что возведен в высшую, 33-ю степень. К слову, в том же «ранге» состоял и Лев Троцкий.
В мир иной Степан Лианозов, кавалер ордена Почетного легиона Франции, ушел 10 августа 1951 года, успев днем раньше отметить 79-летие. Погребен на парижском кладбище Пасси, возвышающемся над площадью Трокадеро, близ дворца Шайо.