15.09.2017 13:20
Аналитика.
Просмотров всего: 28440; сегодня: 2.

Товарищество чайной торговли «В. Высоцкий и Ко»

Товарищество чайной торговли «В. Высоцкий и Ко», одна из двух крупнейших чаеторговых фирм Российской империи. Основатель ее, Вульф Высоцкий, родился в 1824 году в селе Старые Жагоры Ковенской губернии. Завершив иудейское религиозное образование, Вульф Высоцкий, пробует себя в бизнесе, вначале основав с компаньонами неподалеку от города Двинска поселок Дубно для занятий земледелием, затем в качестве хлеботорговца. Заработав некоторый начальный капитал, предприниматель в 1849 году переселяется в Москву и создает здесь торговую чайную фирму «В. Высоцкий и Ко». Выбор Москвы для старта нового бизнеса был более чем удачным: нигде в России этот напиток не был настолько популярен, как в купеческой столице империи. Если говорить обо всей России, то через двести лет после того, как русский дипломат Василий Старков привез в подарок от монгольского хана первому российскому царю династии Романовых Михаилу Федоровичу 200 пачек (64 кг) чая, этот напиток в сознании россиян успел трансформироваться из «басурманского зелья» в обязательный атрибут самоварного застолья. В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год. Чай пили с молоком, сахаром, медом и вареньем, открывались многочисленные «чайные». К чаю полагался десерт – пряники, печенье, сушки, бублики и баранки.

Коммерческие дела Вульфа Высоцкого обстояли неплохо, но свобода предпринимательской инициативы заметно сковывалась тем обстоятельством, что до второй половины 1850-х годов единственный в то время караванный способ доставки чая из Китая через Кяхту, Уральский хребет и Нижний Новгород контролировала сложившаяся группа чаеторговцев, получающих оптовые партии чая в обмен на поставки в Китай российской мануфактуры, преимущественно текстильной. Ситуация в корне изменилась после того, как правительство императора Александра II выдало разрешение на ввоз чая в Россию через порты на Черном и Балтийском морях. Объемы чайной торговли возросли многократно. Кроме того, энергичные российские купцы быстро завязали связи с поставщиками Индии, Цейлона и острова Ява. На демонополизированном чайном рынке открылись широкие возможности для предприимчивых людей, что получило свое отражение в возникновении новых крупных чайных компаний семей Перловых, Кузнецовых, Губкиных и Поповых.

Фирма купца Высоцкого, благодаря замечательным организаторским способностям и коммерческому чутью своего основателя и владельца быстро набирала обороты. Вульф тщательно изучил все нюансы чайного дела и вникал в любые тонкости бизнеса, и современники неоднократно отмечали как его высокую компетентность и образованность, так и общую культуру ведения дел.

Вульф Высоцкий становится купцом первой гильдии. Высшее купеческое звание говорило о многом: капитал такого купца должен был составлять не менее 50 000 рублей – весьма серьезную по тем временам сумму. Согласно постановлению 1824 года «Об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний» купец первой гильдии имел право вести внутреннюю и внешнюю оптовую торговлю российскими и иностранными товарами, иметь собственные корабли, магазины, фабрики, заводы, банкирские дома, страховые конторы, заключать частные контракты и «маклерские условия» на всякую сумму. Самих первогильдийных купцов было немного – их доля составляла лишь около 2% от численности всего купеческого сословья. Вместе с гильдейским свидетельством купцы получали некоторые преимущества: они могли получить награды за особые заслуги, чин коммерции или мануфактурного советника, приезжать к Императорскому двору, носить губернский мундир.

Вульфу Высоцкому присваивается звание потомственного (с правом наследования детьми) почетного гражданина Москвы и титул Поставщика Двора Его Императорского Величества, который предоставлялся согласно статье 205 Устава о Промышленности «за изделия превосходного качества, при обширном и вполне рациональном устройстве самих заведений» дающий его обладателю право «употребления на вывесках и изделиях государственного герба.

Бизнес купца Высоцкого продолжает расти, достигнув в 1880-х годах годового оборота в 350 тыс. рублей. Спустя еще десять лет семейное предприятие преобразуется в товарищество на вере и привлекает инвесторов, открывая свои отделения в Симферополе и Одессе. В 1898 году «В. Высоцкий и Ко» становится паевым товариществом с поражающим воображение основным капиталом в 1,5 млн. рублей, который за пару последующих лет увеличивается вдвое. Компания открывает отделения в России и за границей и собственные чаеразвесочные фабрики в Москве (на перекрестке улиц Нижней Красносельской и Ольховской), Петербурге, Челябинске, Одессе, Коканде и Сретенске. Чаеразвесочные фабрики Высоцких считались для своего времени одними из самых передовых и технически оснащенных. Численность работников на фабриках достигала 22 тысячи человек. Уровень социального обеспечения на предприятиях был по тогдашним меркам необычайно высок. Например, для рабочих московской чаеразвесочной фабрики компания предоставляла общежитие, баню, больницу. Служащие имели право пользоваться ссудо-сберегательной кассой. Однако, несмотря на высокие социальные затраты, бизнес уверенно шел в гору. Объяснить коммерческий успех предприятия отчасти можно тем, что Вульфу Высоцкому удалось выстроить непрерывную цепочку от поставщиков к конечным потребителям, сделав компанию независимой от оптовых посредников и розничных торговцев.

Обретя предпринимательскую свободу, Высоцкий смог диктовать рынку свои условия, благодаря чему в 1903 году основной капитал фирмы вновь удвоился, составив 6 млн. рублей, а чистая прибыль приблизилась к 630 тыс. рублей, ежегодно увеличиваясь самыми быстрыми в отрасли темпами. «В. Высоцкий и Ко» становится одним из монополистов, контролируя 35% чайного рынка Российской империи. Паевой капитал 1,5 млн. рублей в 1898, в 1900 увеличен из внутренних источников до 3 млн. рублей, в 1913 — до 10 млн. рублей. Паи принадлежали представителям семей Высоцких, Гоцов, Гавронских и Цетлиных.

В 1904 году в восьмидесятилетнем возрасте Вульф Высоцкий скончался, передав дело наследникам. Свою паевую долю, составляющую около 1 млн. рублей купец завещал на благотворительные нужды. Высоцкий и при жизни широко занимался благотворительностью, жертвуя большие суммы, в том числе многим российским учебным заведениям. Путешествие в Палестину, совершенное им в 1885 году, подвигло Вульфа пожертвовать деньги на основание хайфского Техниона, сегодня считающимся лучшим техническим ВУЗом современного Израиля.

Фирму возглавил наследник ее основателя Давид Вульфович Высоцкий, а основу товарищества составили близкие к семье пайщики. Правление компании Высоцких находились в Москве в Лубянско-Ильинских торговых помещениях, соседствуя с конторами таких именитых фирм, как «Товарищество Эйнем» и «Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей».

Как показали дальнейшие события, управление компанией оказалось в надежных руках – уже в 1904 году значительно вырастает объем торговых операций Высоцких в Европе и открывается представительство в Нью-Йорке, а в 1907 – отделение в Лондоне. В 1913 году компания «Высоцкий и Ко», имея основные склады в Москве, Одессе, Челябинске и Нижнем Новгороде расширила сеть своих торговых заведений на всю территорию России.

Для пополнения оборотных средств товарищество имело кредитные линии в банках Лондона, Парижа, Базеля, Брюсселя, Берлина и Гамбурга, наряду с этим пользуясь неограниченным вексельным кредитом в крупнейших российских банках. В следующем, 1914 году, окончательно освоившись на международных рынках, товарищество становится одним из крупнейших поставщиком чайной продукции в мире с объемом годового производства, приближающимся к 50 млн. рублей. Капиталы товарищества (паевой, запасный и др.) в 1914 составили 12,1 млн. рублей. Товариществу принадлежали крупные пакеты акций Русского торгово-промышленного банка и Московского банка. Владельцы предприятия «В. Высоцкий и Ко» вели также чайную торговлю под фирмой торгового дома «Д. Высоцкий и Р. Гоц и Ко» (её правление находилось также в Лубянско-Ильинских торговых помещениях).

Первая мировая война внесла значительные коррективы в повседневную жизнь империи. Владельцы «Высоцкий и Ко» переводили крупные денежные средства на военные нужды, при московской чаеразвесочной фабрике был организован лазарет для раненых воинов. Но обороты фирмы постоянно росли и в 1915 году, в разгар Первой мировой войны, превысили 70 млн. Это было связано и с введенным в годы войны сухим законом на потребление алкоголя.

Произошедшая в 1917 году Октябрьская революция прервала историю чайной компании Высоцких в России. Какое-то время чай на фабриках выпускался под традиционной торговой маркой. Но в сентябре 1919 года предприятие Высоцких было национализировано, перейдя в ведение государственного комитета «Центрочай», занимавшимся закупкой и распределением чая в первые годы советской власти.

Тем временем, «Высоцкий и Ко» оказалась единственной из российских чайных компаний, которой удалось продолжить свой бизнес, переведя управление в Лондон и сохранив капитал и заграничные филиалы. Европа тридцатых годов прошлого века не отличалась политической стабильностью и в 1936 году фирма Высоцких переезжает в Палестину, имевшую статус британской подмандатной территории, полученный Великобританией от Лиги Наций. Основательно обустроившись на Земле Обетованной, руководство фирмы в 1963 году принимает решение о строительстве в Тель-Авиве чайного дома Wissotzky, где был организован полный цикл производства из сырья, поставляемого всеми чаепроизводящими регионами мира. Следуя традиции, заложенной еще Вульфом Высоцким, предприятие комплектуется самым современным оборудованием, что прямым образом отразилось на качестве продукции: механизация всех без исключения производственных процессов, включая упаковку – позволила избежать непосредственного контакта чайного листа с человеческими руками и сохранить его первозданные вкусовые качества. Спустя два с половиной десятилетия, расширяющая производство фабрика переезжает в пригород Тель-Авива, а администрация фирмы до сегодняшнего дня остается в тель-авивском Wissotzky House.

В наши дни компания Wissotzky Tea занимает в секторе торговли чаем около трех четвертей рынка Израиля и выпускает чай более 200 наименований – от классического черного и зеленого до всевозможных оздоровительных и плодово-ягодных чайных композиций, реализуемых во всех частях света. Wissotzky по-прежнему «Поставщик Двора», но теперь уже Ее Величества Королевы Великобритании.


Торговый дом Высоцкий и К°, рекламная карточка, Москва, 1914 год, аверс
Торговый дом Высоцкий и К°, рекламная карточка, Москва, 1914 год, аверс


Ньюсмейкер: HisDoc.Ru История России в документах — 32 публикации
Поделиться:

Интересно:

Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
24.11.2024 15:38 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...