Собственники офисных и торговых центров сейчас переживают далеко не лучшие времена – это общеизвестно, аренда офиса и торговых площадей сейчас ведется довольно вяло, а объекты площадью более 1000 кв. метров и вовсе практически не пользуются спросом.
Кампания 4Rent Estate обсудила сложившуюся ситуацию и дальнейшие перспективы этого сегмента рынка коммерческой недвижимости с менеджером Apartment.ru Сергеем Богатыревым.
Сложности у арендодателей офисных и торговых площадей начались чуть более года назад, с началом экономического кризиса, говорит эксперт, последовавшее за резким падением спроса снижение ставок аренды и девальвация национальной валюты усугубили ситуацию. Стоимость аренды офисных и торговых объектов по отдельным сегментам снизилась на 40-50%. Владельцы площадей сейчас делают все возможное и, подчас, невозможное, для того чтобы с помощью известных агентств недвижимости продать или сдать в аренду имеющиеся у них свободные площади. К сожалению, даже опыт и авторитет ведущих риэлторов зачастую не может помочь им в решении этой проблемы. В период кризиса подыскать покупателя или арендатора для крупного офисного или торгового объекта крайне проблематично.
Впрочем, выход, как известно, есть из любой ситуации, уверен Сергей Богатырев. Оптимальным решением в нынешних условиях, по его оценке, может стать разделение офисных площадей на небольшие сегменты площадью 100-200 кв. метров. В этом случае придется смириться с нарушением принятой концепции офисного комплекса или торгового центра, которые, особенно в прайм-местах, не принято разделять на отдельные фрагменты. Но если отталкиваться от реальной рыночной обстановки, то в нынешних условиях, когда спрос значительно отстает от предложения, а арендаторы и покупатели стали гораздо более тщательно подходить к выбору объекта, такое решение заслуживает внимания.
Для того чтобы осуществить задуманное, продолжает эксперт, нужно, в первую очередь, создать проект планируемых разделенных офисов или торговых точек. Затем следует позаботиться о вентиляции и пожарной безопасности новых помещений. После одобрения проекта, проведения задуманных изменений объект сдается приемной комиссии, которая выдает Акт приемки. Далее готовятся новые инвентаризационные планы и выдаются новые свидетельства на право собственности на новые площади, которые будет уже значительно проще сдать в аренду или продать.
В качестве примера можно привести разделенные торговые помещения на Ленинском проспекте, которые сдаются сейчас для торговли «нерастаможенными» товарами и тому подобными вещами. Да, это не бутики престижных брендов, но, несмотря ни на что, эти объекты приносят прибыль. Небольшие объекты площадью 150-200 кв. метров сейчас наиболее востребованы малым и средним бизнесом!
За время кризиса изменилось и поведение, арендаторов, говорит С. Богатырев, все больше компаний пытается схитрить, вместо того, чтобы выстраивать доверительные и открытые отношения с собственником помещений, скрытно ведут поиск других свободных площадей. Подобрав объект, отвечающий их запросам, такие арендаторы подписывают договор аренды нового помещения, который потом предъявляют в качестве веского «аргумента» для снижения цены аренды на старом месте.
Значительно может оживиться московский рынок аренды небольших площадей, по оценке специалиста, благодаря решению столичных властей о ликвидации всех ларьков, торговых палаток и павильонов. Кроме того, планируется убрать торговые объекты из подземных переходов, с придомовых территорий, а также, возможно, и с площадей. Принятие такого постановления приведет к резкому росту спроса на аренду небольших помещений, одним из источников удовлетворения которого станет перевод квартир в нежилой фонд.