В Правительстве России считают, что сверхдоходы фармацевтических концернов формируют аптекари и районные врачи, а не чиновники Минздравсоцразвития. Премьер-министр Владимир Путин на совещании по развитию фармацевтической промышленности сообщил о том, что российские врачи не должны получать плату за продвижение лекарств и лоббирование интересов фармацевтических компаний. «Недопустима ситуация, когда фармацевтические концерны доплачивают медицинским специалистам за то, что они выписывают пациентам производимые этими компаниями препараты», – сказал глава правительства. Путин отметил, что в последнее десятилетие в России сложилась «явно ненормальная практика взаимоотношений между производителями лекарств, в том числе иностранными, и частью врачебного сообщества».
«Безусловно, фармацевтические компании вправе рекламировать свою продукцию, но они должны это делать цивилизованно и в полном соответствии с общепризнанными этическими нормами, российским законодательством», – отметил премьер. По его словам, производители лекарств «спонсируют корпоративные мероприятия, разного рода семинары. Такие мероприятия в России охватывают тысячи специалистов – по сути, создаются или уже созданы глубоко эшелонированные системы лоббирования интересов крупных фармацевтических компаний, и эту порочную практику нужно прекратить». «Должны быть и законодательные запреты на подобного рода доходы, и введение более жестких норм врачебной этики – надеюсь, врачебное сообщество обратит на это внимание», – сказал Владимир Путин. Кроме того, «следует избавиться от так называемых фармпредставителей, работающих в медучреждениях».
По мнению медиков и экспертов, которых опросила «Независимая газета», новое «дело врачей» сложно объяснить исключительно заботой о здоровье пациентов. Запрет лоббизма скорее связан с требованием увеличить долю отечественных лекарств с нынешних 20 до 50% к 2020 году. «Если государство должным образом регулирует собственный рынок и удаляет с него сомнительные лекарства-пустышки, то и у фармацевтов отпадает мотив для доплат лечащим врачам. Пока же десятки сомнительных препаратов-пустышек можно обнаружить в официально утвержденных списках льготных или жизненно важных лекарств», – говорит зампредседателя формулярного комитета РАМН Павел Воробьев. «Врачи должны получать объективную информацию о свойствах всех доступных лекарств. Но не должно быть лоббирования и при составлении тех или иных стандартов лечения. Надеюсь, что создаваемая национальная медицинская палата будет стоять на защите прав пациентов и сделает прозрачной всю процедуру движения лекарств от производителей до больного», – сказал глава комиссии по здравоохранению Общественной палаты Леонид Рошаль.
Эксперты подчеркивают, что на практике реализовать пожелание Владимира Путина будет очень сложно. «Лоббирование никак не отличить от добросовестных рекомендаций врача. Это вопрос исключительно его внутренней этики. Однако, как показывает практика, в нашей стране огромное количество врачей и провизоров, которые или уже ангажированы медицинскими компаниями, или подвергались влиянию с их стороны. Продажи лекарств на фоне постоянно растущих цен на них продолжают оставаться сверхдоходным бизнесом. И даже введение санкций за подобные действия вряд ли изменит ситуацию», – считает редактор фармацевтического портала Pharm-MedExpert.Ru Иван Данилов. Российские врачи по-прежнему зарабатывают немного, а отказаться от дополнительных доходов, полезной медицинской литературы или спонсорской поддержки в поездке на международный конгресс – достаточно сложно. «Работа с врачами – это неотъемлемая часть работы фармкомпаний, и они не откажутся от нее даже под угрозой серьезных санкций со стороны государственных органов», – считает Иван Данилов.
При этом российский рынок, несмотря на кризис, остается крайне привлекательным для иностранных производителей. «В 2006 году российский фармрынок продемонстрировал серьезный рост в 30% и стал особенно привлекателен для иностранных инвесторов. И с тех пор практически ничего не изменилось, разве что темпы роста выровнялись и приблизились к общемировым плюс 5–10% ежегодно. Зарубежные инвесторы хорошо понимают, что потенциальная емкость российского рынка очень велика, поскольку потребление лекарств в нашей стране на душу населения в стоимостном выражении значительно ниже, чем в других странах», – говорит директор Национальной дистрибьюторской компании Настасья Иванова.
«За запретом «лоббирования» стоит не только забота о здоровье пациента, но также опека отечественного производителя и попытка ограничения импорта. Однако основная причина – крайне низкие закупки отечественных препаратов в рамках государственных аукционов. Власти обеспокоены тем, что органы управления здравоохранением не заинтересованы в закупках отечественных препаратов. Считается, что это связано в первую очередь с тем, что крупные международные фармацевтические компании имеют специальные бюджеты, выделенные на завязывание отношений с врачами. Через врачей формируется потребность пациентов в лекарствах, что сказывается и на системе организации государственных закупок лекарственных препаратов. Как результат – многие аукционы по закупкам медикаментов в рамках государственных программ выигрывают только зарубежные производители», – напоминает Иван Данилов.