Компанию, занимающуюся производством брендированного шоколада для корпоративных клиентов, двадцатичетырехлетний Андрей Шарков организовал почти 3 года назад. Два года бизнес шел успешно, годовой оборот его составлял около 10 млн рублей, но в этом году ситуация резко изменилась. Крупные заказчики сократили рекламные бюджеты, и, для того чтобы сохранить уровень доходов, пришлось искать новые направления деятельности. Идея возникла спонтанно. Молодой предприниматель, увлекающийся не только шоколадом, но и профессиональной фотографией, проводил студийную фотосессию для своих друзей. Съемка оказалась настолько удачной, что ему захотелось не просто продемонстрировать эти фотографии, а создать для них какую–нибудь необычную визуализацию. Он вспоминает, что решение оказалось очень простым: "Образ возник сам при одном взгляде на шоколад. Шоколад с фотографиями — вот что действительно могло удивить друзей". Шоколадки были сделаны небольшим тиражом 100 штук, хотя стандартный минимальный тираж для корпоративных клиентов составлял 1000 штук. Друзья были в восторге. Уже через неделю они сделали несколько заказов в качестве подарков своим знакомым, те в свою очередь тоже оказались под впечатлением и заинтересовались возможностью сделать настолько персонифицированный и одновременно бюджетный подарок.Андрей Шарков После такого поворота событий Андрей Шарков принял решение снизить объемы минимальных тиражей на ряд позиций, чтобы иметь возможность делать шоколад для частных клиентов. Информацию об этом он опубликовал на корпоративном сайте и создал промогруппу в социальной сети "Вконтакте.ru". В фотоальбомы группы он выложил макеты уже готовых шоколадок с фотографиями друзей и знакомых. По его словам, без особых усилий группа довольно быстро стала популярной, а поток заказов — стабильным. Микрозаказы оказались коммерчески выгодными. Тогда Андрей решил открыть пространство для творчества и дать возможность любому желающему самостоятельно делать макет своей шоколадки или шоколадного набора. Клиенты стали не только заказывать шоколад с фотографиями близких людей, но и обыгрывать в дизайне острые социальные темы. "Спрос на такой формат привел нас к идее выходить на рынок розничных продаж с шоколадными наборами и шоколадками, где главным продуктом будет не сам шоколад, а дизайн упаковки. Выпускать будем небольшие партии, но достаточно часто, чтобы каждая серия могла быть коллекционной", — рассказывает генеральный директор компании Shokoladka.spb.ru. Сейчас ведутся переговоры с точками продаж и совершенствуется интернет–магазин.