Федеральная антимонопольная служба завершила проверку цен на лекарства в аптечных сетях, которые доминируют в границах городских округов и муниципальных районов. Инспекторы службы в течение нескольких месяцев проводили мониторинг роста цен на сто наиболее востребованных населением лекарственных средств среди 960 аптечных сетей, которые на местных рынках имеют долю более 35%. В отношении таких аптек будут возбуждены дела по признакам нарушения закона «О конкуренции».
Значительное число аптек, которые были признаны недобросовестными при создании цены на медикаменты, составили государственные и муниципальные аптечные предприятия из 22 регионов. Эти предприятия наряду с различными частными ООО и ИП нарушали действующее законодательство и устанавливали более высокий размер фактической надбавки (на ряд препаратов на 3-7%), чем это установлено предельными торговыми надбавками. По мнению редактора портала Pharm-MedExpert.Ru Ивана Данилова, «объяснить это можно тремя факторами: или коррупционной составляющей при закупках лекарств, или неоптимально организованным процессом работы, или длительными отсрочками платежей при покупке медикаментов, которые практикуются при оплате бюджетными средствами. Отсутствие в списке ФАС крупных аптечных сетей не удивляет, сильная конкуренция и крупные обороты лекарств позволяют им вести бизнес вполне цивилизованно».
Данные проверок ФАС подтверждают, что средний рост цен на медикаменты превысил рост инфляции и обогнал потребительские цены. В Минздравсоцразвития по итогам мониторинга цен на жизненно важные лекарства сообщили, что наибольшая розничная торговая надбавка сегодня применяется в Уральском (33,2%) и Северо-Западном (31,5%) федеральных округах, а наименьшая - в Центральном (23,6%) и Южном (23,7%) округах.
По мнению директора Национальной Дистрибьюторской компании Настасьи Ивановой, «поскольку сегодня оптовые и розничные торговые надбавки во всех субъектах РФ устанавливают местные власти, они могут различаться в разы. Максимальные наценки на важнейшие и жизненно необходимые лекарства колеблются от 15% в Нижегородской области до 90% в Карелии или Красноярском крае». Гендиректор DSM Group Александр Кузин считает, что средняя наценка на жизненно важные препараты в настоящее время составляет 32%, «при этом наиболее высокая розничная торговая наценка устанавливается на дешевые препараты стоимостью до 50 руб., где она может достигать 60%, а на препараты дороже 500 руб. наценка не превышает 30%».
Оптимальная наценка для аптечных сетей, по словам Настасьи Ивановой, может составлять от 25-35%, а «существующие наценки для дистрибьюторов колеблются от 3 до 25% и конкретный уровень наценки зависит от размера оптовика. Определить оптимальную наценку для дистрибьютора сложно, она носит индивидуальный характер, но в среднем может составлять от 5 до 10».
В ближайшем будущем государство планирует применить и более жесткие меры регулирования цен на лекарства, чтобы упорядочить хаос и неразбериху, существующие на рынке лекарств сегодня. Например, в законопроекте «Об обращении лекарственных средств» будут закреплены обязательная регистрация отпускной цены производителя для жизненно важных лекарств, а также единый порядок расчета оптовых и розничных торговых надбавок. Настасья Иванова отмечает, что после того как этот законопроект будет принят Госдумой и подписан Президентом ситуация с ценами на лекарства в разных регионах России станет более стабильной и прогнозируемой.