Впервые руководство проекта «ВТБ Арена парк» наглядно продемонстрировало сохраняемые барельефы, демонтированные для реставрации полтора года назад с фасадов стадиона «Динамо» (северная и южная трибуна). Проект восстановления стен стадиона предполагает возвращение барельефов на места исторического расположения. Фрагменты, представленные сегодня на выставке Denkmal Москва 2013, ярко демонстрируют состояние, в котором они находятся после 80 лет пребывания под воздействием негативных климатических факторов и открытого городского пространства. В рамках выставки состоялся круглый стол экспертов и специалистов, обсудивших состояние барельефов по итогам проведенных научных исследований, которые завершились в сентябре этого года. Руководство проекта «ВТБ Арена парк» приняло решение и в дальнейшем демонстрировать сохранившиеся барельефы скульптора Сергея Меркурова, а также обсуждать возможность путей их сохранения с экспертным сообществом. Старший вице-президент банка ВТБ, руководитель проекта «ВТБ Арена парк» Андрей Перегудов отметил: «Если мы поймем со слов экспертов и специалистов, что оригиналы барельефов невозможно будет восстановить на их историческом месте, то они будут обязательно демонстрироваться в будущем музее «Динамо». Оригиналы представляют огромную ценность, и они вновь украсят знаменитый стадион. Если говорить о том, чем мы располагаем на сегодняшний день, то общая площадь сохраняемых барельефов около 100 кв. метров.»
Завершены научные исследования шести гипсовых барельефов выдающегося советского скульптура Сергея Меркурова, более 80 лет украшавших фасад Северной и Южной трибун стадиона «Динамо. Они стали важным этапом мероприятий по их сохранению и реставрации и частью работ по реставрации сохраняемых элементов объекта культурного наследия (достопримечательного места) регионального значения «Стадион «Динамо».
В результате работ, проведенных специалистами отдела технологии реставрационных работ института «Спецпроектреставрация», появилась возможность детально исследовать материал, из которого изготавливались барельефы, способ и порядок их установки на место. Как сообщила руководитель отдела Наталья Танкова, «состав материала барельефов - армированная железной и кованой проволокой трапециевидного сечения двухслойная штукатурка. Подготовительный внутренний, фактически несущий слой толщиной 10-20 мм выполнен на цементном вяжущем с добавлением песка. Наружный декоративный слой состоит из сложного известково-цементного раствора желтоватого цвета. Эти два слоя наносились, вероятно, на изготовленную в скульптурной мастерской форму, а затем разрезались на блоки для перевозки их на строительную площадку».
По мнению эксперта, «за время своего существования барельефы подвергались нескольким ремонтам и обновлениям, в том числе с фрагментарными докомпоновками. Выявлены места, в частности на лицах персонажей, где с целью повышения динамики светотени увеличивалась рельефность лепной поверхности. При качественной реставрации в дальнейшем можно отделить эти наслоения от авторского слоя. Сложнее будет восполнить утраты авторской лепки с совершенно непрофессиональными вставками 70-х - начала 2000-х годов - для этого необходимо провести дополнительные архивные исследования. Восстанавливаемые фрагменты, значимые для целостного восприятия скульптурного произведения, предполагается выделить тоном, оттеняющим первоначальную авторскую поверхность. При удалении поздних покрытий белой краской (конец 70-х годов) обнаружены отслоения фрагментов 2-4 мм толщины от основного декоративного штукатурного слоя, связанные с несоответствием наносимой краски основанию по прочности и паропроницаемости. Из-за больших размеров барельефы делились на блоки, которые можно было доставить на строительную площадку и установить на место. Строгой системы членения лепной поверхности не было - обнаружены как большие блоки на всю трехметровую ширину боковых вставок, так и блоки, геометрия которых была свободной или определялась линией изображения. Скульптурная оболочка барельефов крепилась к анкерам в основании (стене) с помощью скруток. По периметру, кроме верхней части, «примораживалась» цементным раствором.
По результатам пробных удалений многослойных покрасок и ремонтных заделок лицевой поверхности барельефов, выявилось очень плохое их состояние. Вследствие 50-100% коррозии металлической проволоки, армирующей двух - с наслоениями трехслойный материал барельефов, значительная их поверхность покрылась трещинами. Коррозионные разрушения и связанное с ними увеличение объемов продуктов окисления металла привели к фрагментарным отслоениям, как в продольном, так и в поперечном направлении. Состояние материала барельефов было усугублено морозными разрушениями из-за проникновения в рыхлый верхний штукатурный слой сезонной влаги».
На основании проведенных исследований барельефов эксперты дали заключение о том, что их нынешнее состояние не дает возможности без необратимых утрат переместить их в реставрационные мастерские, не проведя соответствующую предварительную подготовку – временное укрепление тканью на гипсе или специальными клеями. После этого они могут быть перенесены в мастерские, где после отделения поздних наслоений можно будет качественно отреставрировать подлинные части.
Правнук скульптора Антон Меркуров, в свою очередь, выступил за то, чтобы все барельефы его прадеда были «должным образом отреставрированы и обрели новую жизнь».
«Мне как правнуку абсолютно небезразлична судьба культурного наследия моего прадедушки. Когда дело касается семейного наследия, я просто вынужден «вписаться» в эту историю, потому что это дело чести. Как минимум проследить, чтобы все было сделано законно, хорошо, красиво. Чтобы все эти барельефы были должным образом отреставрированы и обрели новую жизнь. Если же их состояние окажется совсем плачевным, было бы целесообразно изготовить их копии, а их самих перенести в создающийся музей стадиона «Динамо».
Как неоднократно заявлял руководитель проекта «ВТБ Арена парк» Андрей Перегудов, «сохранение исторического облика сооружения - это принципиальный момент. А барельефы выдающегося скульптура Сергея Меркурова – неотъемлемая часть исторического облика легендарного «Динамо».
Справка
«ВТБ Арена парк»:
«ВТБ Арена парк» - проект комплексного развития территории, включающий в себя строительство многоцелевого спортивно-развлекательного комплекса («ВТБ Арена» и Центрального стадиона «Динамо»), Академии спорта «Динамо», городского квартала «Арена Парк», а также спортивного парка «Динамо». Площадь реализуемого проекта – 31 га.
«ВТБ Арена» и Центральный стадион «Динамо», - универсальная малая и большая спортивные арены, объединенные под одной крышей. Здесь же расположится Музей Общества «Динамо», досугово-развлекательный комплекс и подземный паркинг. Общая вместимость Центрального стадиона «Динамо» составит свыше 26 000 посадочных мест, а вместимость универсальной арены - от 11500 до 14000, в зависимости от конфигурации – хоккейной, баскетбольной или концертной. Открытие Центрального стадиона «Динамо» будет ознаменовано первым футбольным матчем, который запланирован на день рождения Льва Яшина, 22 октября 2017 года.
Академия спорта «Динамо» - спортивно-тренировочный комплекс, общей площадью 62800 тыс. кв. м, включает две хоккейные площадки, гимнастический зал, залы для спортивных единоборств, для игры в сквош, для игровых видов спорта, фехтования, а также медико-восстановительный центр.
Городской квартал «Арена Парк» объединяет в себе 13 корпусов, включая штаб-квартиру Общества «Динамо», гостиницу «Hyatt Regency Moscow, Petrovsky Park», офисные здания, апартаменты. Количество апартаментов – 1002 единицы, общей площадью 145000 кв. м, четыре офисных здания: три от 9000 до 12000 кв. м и одно 36000 кв. м. Парковка, расположенная под спортивной частью проекта «ВТБ Арена парк» и городским кварталом, рассчитана на 4200 мест.
На первых этажах зданий расположатся кафе, банки, магазины, службы быта, детские досугово-образовательные центры. «Хаятт Ридженси, Петровский парк» рассчитан на 297 номеров и 56 меблированных апартаментов класса люкс.
Насыщенный мероприятиями стадион и арену от городского квартала будут отделять восемь гектаров обновленного Парка физкультуры и спорта «Динамо».
С.Д. Меркуров:
Сергей Дмитриевич Меркуров (1881—1952) — русский и советский скульптор-монументалист.
Народный художник СССР. Действительный член АХ СССР. С февраля 1944 года по 1949 год — директор ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Образование получил в реальном училище в Тифлисе, Киевском политехническом институте, на факультете философии Цюрихского университета. Затем поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где учился до 1905 года у профессора Вильгельма Рюмана. С осени 1905 по 1907 год Меркуров жил и работал в Париже. В этот период Меркуров познакомился со скульптурными работами француза О. Родена и бельгийца К. Менье, что нашло отражение в его собственных работах.
В 1907 году Меркуров вернулся в Россию и жил в Тифлисе и Ялте. Осенью 1910 года Меркуров переехал в Москву и был приглашен сделать посмертную маску Л. Н. Толстого.
Впоследствии он многократно снимал посмертные маски, в том числе со знаменитых писателей и политиков ( В.И.Ленина, А.Белого и других).
Среди его постреволюционных работ широко известен памятник ученому К.А.Тимирязеву.
Однако наибольшую славу ему принесли монументы вождей – Ленина и Сталина. Он создал огромное количество этих монументов. Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам: монумент в Ереване высотой 49 м вместе с постаментом; в Дубне памятники Ленину и Сталину по две стороны от входа в Канал имени Москвы; и на ВСХВ в Москве.
Работы Меркулова предопределили стиль официального советского надгробия (гранитные бюсты-гермы Я.М.Свердлова, Ф.Э.Дзержинского, М.В.Фрунзе, М.И.Калинина, А.А.Жданова на Красной площади у Кремлевской стены, конец 1940-х начало 1950-х годов).
С. Д. Меркуров умер 8 июня 1952 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.