Специалисты компании «Сапсан» составили портрет покупателя дорогой загородной недвижимости конца XX века и наших дней. Проведенное сравнение дает право утверждать, что в чем-то они кардинально отличаются, а в чем-то абсолютно схожи. Исследование проводилось на основании данных, собранных за более чем двадцатилетнюю историю работы компании.
Первое существенное отличие – юридические подходы к сделке. «Покупатели 90-х годов прошлого века не слишком усердствовали в изучении подробностей содержания договоров. Мало того, вполне возможен был и вариант понятийных отношений, совсем безо всякой бумажной возни. Забавно, что планировки домов рисовались на тетрадном листке и часто заменяли собой проекты», - вспоминает Генеральный директор компании Сапсан-недвижимость, Член Совета директоров Группы компаний «Сапсан» Валерий Хлебутин.
Современные покупатели, напротив, крайне взыскательны по части анализа чистоты юридического аспекта сделок. «Наученные» многочисленными ситуациями с обманутыми дольщиками и прочими «казусами», теперь претенденты на загородную недвижимость очень внимательно следят за тем, с кем они имеют дело, какова история застройщика и его проектный background, что за ним стоит и так далее. Да и сами документы, необходимые для сделки, изучаются более, чем тщательно.
Второе существенное отличие продиктовано изменениями в масштабах самого рынка. Как справедливо утверждают специалисты компании «Сапсан», в середине 90-х элитный загородный рынок был рынком чего-то очень экзотического и редкого. В результате, каждая сделка была «ручной сборки» - от поиска предложения до финальной подписи на документах, а общие для всех правила игры находились в состоянии зарождения.
Сегодня рынок элитной недвижимости – давно сформировавшийся, и четко обозначенный загородный сегмент, имеющий общие для всех правила и понятия.
Третье отличие – архитектурно-планировочные пристрастия. По словам Валерия Хлебутина, для покупателей образца 90-х самой очевидной точкой отсчета была малогабаритная «хрущевка», и все, что строилось или приобреталось за городом, должно было триумфально побеждать этот ненавистный формат: «Размеры комнат, высота потолков, количество помещений, пышность убранства фасада - всего должно было быть как можно больше. Карикатурность итоговых решений, запечатлена в красном кирпиче домов-гигантов по любому подмосковному направлению. При этом запросы заказчика отличались крайней наивностью и дилетантизмом: люди хотели иметь потолки не ниже, чем в Зимнем дворце, но при этом желателен был подвал для хранения картошки». Подход современных покупателей диаметрально противоположен и в его основе лежит принцип унификации. «Сегодня особой разницы между тем домом, который построила компания «Сапсан» и домом, построенным в Канаде, Швеции, Германии, не будет, - поясняет Валерий Хлебутин. – Вектор развития четко идет в сторону глобализации».
Есть между покупателями и большое сходство. Во-первых, несмотря на изменение масштаба цен, ценность покупки осталась такой же. И тогда, и сейчас приобретение «серьезного» загородного дома - это поворотный момент в истории семьи, «переход человека в иное качество». «При приобретении дома количественная финансовая трата немедленно сказывается на качестве жизни и статусе владельца», - считает Валерий Хлебутин. И никакой существенной разницы в возрасте между покупателями конца XX и начала XXI века не наблюдается. Молодые и не слишком молодые клиенты, семейные пары и одиночки, семьи с детьми и без – все это было, есть и всегда будет. Другое дело, что не first-time покупатели, а те, кто уже побывал в качестве приобретателя в 90-х, сегодня опять испытывают потребность в обновлении. «Такая потребность возникла у них по мере изменения жизни. Мотив тот же самый – «улучшиться», приобрести дом уже иного, современного качества. Ведь рынок ушел далеко вперед в строительных технологиях, в отделке, во вкусовых пристрастиях и господствующих тенденциях», - подводит черту Валерий Хлебутин.