Строительство ЦКАД – один из самых масштабных инфраструктурных проектов Московского региона. Сроки начала его реализации переносились уже неоднократно. Все-таки строительство трассы протяженностью 339 км в российских реалиях – это совсем не шутка. Тем не менее, президент Владимир Путин уже обозначил время окончания дорожных работ – 2018 год. В данном проекте можно увидеть как множество плюсов, так и минусов, в том числе связанных и с очередным изъятием земель. О последствиях строительства нового «кольца» рассуждает Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп».
Никто не сомневается, что столица давно нуждалась в подобной магистрали. Все-таки двухполосное Московское малое кольцо практически никогда не справлялось с транзитным потоком фур. К тому же, запрет на движение грузового транспорта по МКАД в дневное время только усугубил ситуацию. Однако, по меньшей мере странным выглядит решение властей о строительстве ЦКАД параллельно «Бетонке» на расстоянии 5-10 км.
Во-первых, у ММК уже есть зона отчуждения, к которой не прилегают земли частных собственников. Таким образом, добавить дополнительные полосы движения к уже построенной дороге, к которой не примыкают никакие частные строения, явно проще, чем строить трассу с нуля.
Во-вторых, большинство участков, расположенных на расстоянии 5-10 км от будущей ЦКАД, находится в собственности мелких частников и крупных лэндлордов. Муниципальных земель здесь не так много. Соответственно, властям придется компенсировать их потери. Если ориентироваться на те цифры, которые были озвучены чиновниками, то для строительства дороги длиной 339 км потребуется изъять участки у порядка 600 землевладельцев. По нашим оценкам, для этих целей потребуется сумма в размере от 10 млрд. рублей и выше, что составляет около 3-4% от стоимости данного проекта. С этой точки зрения строительство ЦКАД выглядит более затратным, чем простая реконструкция Московского малого кольца.
В-третьих, при строительстве ЦКАД возникнет небольшая территория, ограниченная двумя крупными магистралями (ЦКАД и ММК), на которой в настоящее время расположены коттеджные поселки. А на отдельных направлениях (Ярославское, Минское и Можайское шоссе и др.) в данную зону попадает множество различных СНТ и дачных поселков. Именно на расстоянии до 35 км расположены в своей массе так называемые стародачные места. Участки на данных территориях выдавались представителям политической, научной и творческой элиты еще в советский период. Сейчас они пользуются высоким спросом среди покупателей – до кризиса даже выстраивалась очередь из желающих приобрести землю в таких стародачных местах. Строительство ЦКАД, безусловно, окажет негативное влияние на эти поселки. Обычно они расположены в очень живописных исторических местах – рядом находятся лесной массив, а также речка, пруд или водоем. Соответственно, вся эта прекрасная и благоприятная экологическая обстановка будет сведена на нет после появления новой многополосной магистрали. Кроме того, если такой поселок попадет «под нож» ради общественных нужд, то вряд ли дачники будут рады такому развитию событий, поэтому, скорее всего, и в первом, и во втором случае возникнет социальная напряженность.
Тем не менее, определенные позитивные последствия от реализации данного инфраструктурного проекта все-таки есть. Помимо того, что появление ЦКАД разгрузит федеральные потоки, ММК и МКАД, строительство новой магистрали, скорее всего, вызовет активизацию застройщиков. Все-таки зона среднего Подмосковья остается чрезвычайно привлекательной для девелоперов. Участки на первой линии от ЦКАД привлекательны для строительства коммерческих объектов (например, логистических комплексов). А земли, расположенные недалеко от трассы (1-2 км вглубь), можно использовать под строительство жилых проектов. Тем более, появление новой магистрали только улучшит их транспортную доступность. Соответственно, в ближайшей перспективе можно ожидать строительного бума на данных территориях.