В общих чертах роль методологов в проектах по автоматизации сводится к следующим задачам:
1. Участие в выборе оптимального программного продукта для решения задачи подготовки отчетности по МСФО с учетом особенностей заказчика.
2. Выбор способа подготовки отчетности по МСФО (полная/частичная автоматизация, автоматизация полностью параллельного учета, автоматизация путем конвертации из РСБУ и т. д.).
3. Выявление перечня задач, подлежащих автоматизации.
4. Разработка/адаптация методических документов для работы в системе:
План счетов по МСФО.
Карта соответствия (мэппинг) данных по РСБУ и МСФО.
Нормативно-справочная информация и методика ее применения.
Альбом отчетных форм по МСФО и методика их заполнения.
Алгоритмы расчетов и формирования данных в системе (в том числе регламентные операции).
Методика загрузки начальных остатков в систему.
Регламент ведения учета по МСФО в компании и др.
1. Участие в выборе оптимального программного продукта для решения задачи подготовки отчетности по МСФО с учетом особенностей заказчика.
2. Выбор способа подготовки отчетности по МСФО (полная/частичная автоматизация, автоматизация полностью параллельного учета, автоматизация путем конвертации из РСБУ и т. д.).
3. Выявление перечня задач, подлежащих автоматизации.
4. Разработка/адаптация методических документов для работы в системе:
План счетов по МСФО.
Карта соответствия (мэппинг) данных по РСБУ и МСФО.
Нормативно-справочная информация и методика ее применения.
Альбом отчетных форм по МСФО и методика их заполнения.
Алгоритмы расчетов и формирования данных в системе (в том числе регламентные операции).
Методика загрузки начальных остатков в систему.
Регламент ведения учета по МСФО в компании и др.
5. Разработка проектной документации:
Функционально-технические требования к системе.
Техническое задание на разработку/доработку системы.
Программа и методика тестовых испытаний.
Руководство пользователя и администратора и др.
6. Тестирование разработанного функционала.
7. Обучение конечных пользователей.
8. Консультационное сопровождение на этапе эксплуатации.
9. Прохождение внешнего аудита информационной системы (если это необходимо).
Универсального перечня документов не существует, он может меняться в зависимости от проекта и специфики деятельности компании. Рассмотрим вопросы, касающиеся набора методологических документов, необходимых для случая, когда в качестве способа подготовки отчетности выбрана полная автоматизация (все участки учета и формирование отчетности), выполняемая путем конвертации данных из РСБУ.
На первых этапах проекта по автоматизации необходимо разработать и передать программистам, как минимум, следующие документы:
1. Участие в выборе оптимального программного продукта для решения задачи подготовки отчетности по МСФО с учетом особенностей заказчика.
2. Выбор способа подготовки отчетности по МСФО (полная/частичная автоматизация, автоматизация полностью параллельного учета, автоматизация путем конвертации из РСБУ и т. д.).
3. Выявление перечня задач, подлежащих автоматизации.
4. Разработка/адаптация методических документов для работы в системе:
План счетов по МСФО.
Карта соответствия (мэппинг) данных по РСБУ и МСФО.
Нормативно-справочная информация и методика ее применения.
Альбом отчетных форм по МСФО и методика их заполнения.
Алгоритмы расчетов и формирования данных в системе (в том числе регламентные операции).
Методика загрузки начальных остатков в систему.
Регламент ведения учета по МСФО в компании и др.
5. Разработка проектной документации:
Функционально-технические требования к системе.
Техническое задание на разработку/доработку системы.
Программа и методика тестовых испытаний.
Руководство пользователя и администратора и др.
6. Тестирование разработанного функционала.
7. Обучение конечных пользователей.
8. Консультационное сопровождение на этапе эксплуатации.
9. Прохождение внешнего аудита информационной системы (если это необходимо).
Универсального перечня документов не существует, он может меняться в зависимости от проекта и специфики деятельности компании. Рассмотрим вопросы, касающиеся набора методологических документов, необходимых для случая, когда в качестве способа подготовки отчетности выбрана полная автоматизация (все участки учета и формирование отчетности), выполняемая путем конвертации данных из РСБУ.
На первых этапах проекта по автоматизации необходимо разработать и передать программистам, как минимум, следующие документы:
План счетов МСФО.
Перечень типовых хозяйственных операций и методика их отражения на Плане счетов МСФО (Карта функционального покрытия).
Карта соответствия (мэппинг) данных по РСБУ и МСФО.
Нормативно-справочная информация (НСИ), используемая для целей МСФО, и методика ее применения.
Правила учета специфических операций.
Альбом форм отчетности по МСФО и методика формирования показателей.
Таким образом, методологическая составляющая проектов по автоматизации учета достаточно объемна и трудоемка. С учетом важности данной работы для успеха проекта доверять ее следует профессионалам высокого уровня, владеющим как методологической, так и технической стороной вопроса. Для минимизации рисков проекта документы, составляющие методологическую базу, до передачи разработчикам следует согласовывать с аудиторами заказчика, проверяющими отчетность по МСФО.