Как показывает практика, поиск подходящего жилья – далеко не самый сложный этап в нелегком деле аренды. Главные трудности могут начаться позже, уже во время проживания в квартире, и создавать их будет не кто иной, как сами хозяева жилья, т.е. арендодатели. Что можно и нужно делать в ситуации, когда отношения с хозяевами не складываются, а уезжать из квартиры не хочется?
Чаще всего в квартиры к недобросовестным хозяевам попадают жильцы, которые искали жилье самостоятельно. Может вообще случиться, что «хозяин» квартиры является просто аферистом и жилище принадлежит вовсе не ему. В этом отношении интересы жильцов, которые обратились за помощью в агентство недвижимости, находятся в более выигрышном положении. Дело в том, что крупные агентства недвижимости, которые дорожат своей репутацией, проверяют съемное жилье и документы его владельца, прежде чем предлагать тот или иной вариант клиенту. Однако стоит заметить, что даже в таком случае арендатор не устраняет все свои риски, ведь агентство недвижимости, как правило, занимается только поиском жилья, проверкой документов и оформлением договора, все остальное же зависит непосредственно от отношений между жильцом и хозяином съемной квартиры.
Проще всего, конечно, съехать с «нехорошей» квартиры. Однако в таком случае нет никаких гарантий, что с хозяевами нового жилья история не повторится. Прежде чем отвечать на вопрос «что делать», необходимо понять, «кто виноват» в сложившемся конфликте.
Зачастую жильцы недовольны тем, что хозяин постоянно приходит проверять состояние квартиры, смотрит, не увеличилось ли количество жильцов и не сократилось ли количество вещей. Чтобы избежать таких «наскоков», в договоре аренды необходимо прописать график посещения хозяином квартиры. А чтобы он не волновался за сохранность вещей, необходимо составить опись имущества, в которой стоит указать не только, какие вещи имеются в квартире, но и в каком состоянии они пребывают. «К слову, опись нужна не только владельцу квартиры, но и самим жильцам, – говорит директор отделения компании «МИЦ-Недвижимость» (ГК «МИЦ») Инна Игнаткина. – Так, она защищает их интересы в случае необоснованных претензий арендодателя».
С имуществом могут быть связаны и другие конфликты между арендатором и собственником жилья. Так, часто возникают споры по поводу того, кто должен ремонтировать поломавшееся оборудование. Например, в случае поломки стиральной машины хозяин может винить в случившемся небрежность и халатность жильцов, а вот жильцы, в свою очередь, могут видеть причину в длительном сроке эксплуатации прибора. В такой ситуации будет очень сложно разойтись полюбовно, ведь каждая сторона настаивает на том, что устранять дефекты должна другая. Поэтому нужно предвидеть, что подобное может произойти, и заранее оговорить (и документально зафиксировать) план действий.
То же касается и ремонта в съемной квартире. Некоторые квартиросъемщики целенаправленно ищут недорогое жилье в плохом состоянии, которое они могли бы самостоятельно отремонтировать. При этом подразумевается, что стоимость аренды не будет увеличиваться после завершения ремонта. Однако недобросовестные хозяева могут пообещать это на словах, а после того, как ремонт будет сделан, объявят новую стоимость. Избежать возникновения подобной ситуации также поможет договор. В него нужно внести пункт, в котором будет указано, что жилец обязуется сделать ремонт (необходимо указать, какие именно работы предполагаются), а хозяин – учесть сделанные работы и не подымать стоимость аренды.
Безусловно, все ситуации предусмотреть нельзя, однако от некорректного поведения хозяина в большинстве из них защититься можно. И главной гарантией вашей защищенности будет правильно составленный договор.