Группа депутатов во главе с председателем комитета по конституционному законодательству Владимиром Плигиным внесла в Госдуму законопроект об изменениях в Гражданском кодексе, законодательстве о нотариате и федеральном законе "О залоге". В результате любой потенциальный покупатель сможет проверить, не находится ли предмет его сделки под обременением. В первую очередь появление подобного реестра, по мнению авторов законодательной инициативы, поможет навести порядок в сфере автокредитования, где доля машин, неправомерно продаваемых из-под залога по банковским кредитам, доходит до 10%.
Возможные нововведения в законодательстве комментирует Олег Виндман, Региональный директор Приволжского Филиала Росбанка:
- По-вашему мнению, необходимо ли создание подобного реестра в России?
Создание реестра залоговых автомобилей назрело очень давно. За последние годы тысячи автомобилистов лишились законно приобретенного имущества в связи с действиями мошенников, которые приобретают автомобили в кредит, сразу же выставляя их на продажу по заниженной цене. Это прямое нарушение кредитного соглашения, однако, отследить этот процесс крайне сложно. Банки, как правило, до погашения кредита оставляют у себя ПТС заемщика, вместе с тем, это не мешает ему получить в ГИБДД дубликат. После этого заемщик скрывается от банка и от покупателя, а банк требует вернуть законный залог у нового владельца.
Создание реестра обезопасит сделки по купле-продаже автомобилей, избавит банки от проблем с невозвратами автокредитов. Также исчезнет вероятность двойных залогов, когда банк выдает автокредит на подержанный автомобиль, уже находящийся в залоге у другого банка.
- Не будет ли этот реестр просто дублированием существующих у бюро кредитных историй баз залоговых автомобилей?
Сегодня в России не существует полной, оперативно пополняемой и широко доступной базы залоговых автомобилей.
- По вашему мнению, кто должен заниматься созданием подобного реестра – нотариусы или все же бюро кредитных историй? Другими словами, кому больше под силу оперативно создать реально работающий реестр залогов?
Думаю, что созданием такой базы должны заниматься государственные структуры, например, ГИБДД, так как именно через них проходят все регистрационные действия при купле-продаже автомобилей. Этот процесс может быть выстроен аналогично процедурам ФРС, занимающейся регистрацией недвижимости. Также осуществить эту задачу под силу бюро кредитных историй, поддерживающих постоянный контакт с банками. Поручить это нотариальным службам, на мой взгляд, не лучшее решение, так как это не их профиль.
- Какими должны быть механизмы создания и функционирования, чтобы реестр был реально работающим?
Для успешного функционирования системы достаточно законодательно прописать обязанность банков в короткий срок сообщать о поступлении в залог движимого имущества. Также необходимо дать возможность гражданам свободно проверять приобретаемые автомобили на в данной базе, например, через специальный сайт или при обращении в любой банк.