Количество компаний в Москве, подбирающих кадры по рекомендациям, сократилось вдвое
Исследование кадрового центра «Юнити» показало, что 76% работодателей прибегают при найме к советам работников, 24% респондентов ответили, что в их компаниях не принято использовать этот способ рекрутинга. Причём число компаний, подбирающих персонал исключительно по рекомендациям, сократилось вдвое – с 22% в 2012 году до 11% в 2013-м.
«Тенденция касается прежде всего Москвы. В регионах приглашать на работу в первую очередь друзей или родных сотрудников остаётся популярным способом, – говорит Ирина Антоненко, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «Юнити». – Серьёзной альтернативой рекомендациям стал поиск с помощью интернет-ресурсов, однако они имеют свои ограничения. В сети мало кандидатов топового уровня, в то время как поток резюме менеджеров по продажам, бухгалтеров, юристов может быть очень высоким. Однако найти «своего» сотрудника силами HR-отдела удаётся далеко не всегда».
Плюсами найма «по знакомству» HR-специалисты назвали:
1. Скорость подбора и минимальные затраты. Иногда достаточно разослать письмо сотрудникам о том, что открылась вакантная должность;
2. Кандидат, как правило, лоялен к организации и быстрее адаптируется;
3. Есть возможность получить неформальную оценку личных качеств кандидата.
«Подразумевается, что руководство доверяет мнению работника, который рекомендует своего друга или родственника. Но полнота и объективность такой характеристики, как правило, низка. Поэтому мы запрашиваем отзывы у предыдущих работодателей, что позволяет получить более качественный профиль компетенций», – отмечает Ирина Антоненко.
К минусам респонденты отнесли:
1. Покрывательство друзей при совершении ошибок;
2. Проблемы иерархии (друг начальник, сам подчинённый);
3. При увольнении часто уходит целая группа сотрудников.
По данным специалистов «Юнити», около половины случаев увольнения руководителя подразделения влечёт переход подчинённых-друзей.
«В нашей компании редко используется такой способ подбора, как рекомендации сотрудников, – говорит Марина Коржевина, ведущий специалист отдела по подбору персонала компании «Глобус-телеком». – Всё же для работодателя он несёт больше рисков, чем положительных моментов. Так, даже если не возникает каких-то конфликтов, то эффективность такой команды может страдать от того, что часть времени и энергии её членов уходит на поддержание межличностных отношений, а не на работу».
Ирина Антоненко отмечает, что работодатели, сталкивавшиеся с серьёзным конфликтом между друзьями-коллегами, обычно отказываются от найма специалистов «по рекомендации». Но считает, что это крайность, важен разумный баланс различных технологий подбора персонала.
Справка о компании:
Кадровый центр «Юнити» основан в 1999 году. В компании работают более 200 сотрудников. В непрерывно пополняемой базе данных агентства – более миллиона резюме специалистов. Ежемесячно в базу данных поступают примерно 15-20 тысяч резюме, выполняются более 170 заказов по подбору персонала. С 1 июня 2007 года открылся департамент по подбору специалистов финансовой, банковской, инвестиционной и страховой сферы «Юнити Финанс».