19 апреля на саммите «Пригород: весенний прорыв» состоялось пленарное заседание «Строительство и инженерия», посвященное вопросам новых технологий в загородном строительстве.
После выступления Евгения Зейналова, директора Петербургского филиала компании «Meibes», заседание перешло в интереснейшую дискуссию: на саммит собрались профессионалы рынка загородной недвижимости, компетентность которых позволила обсудить самые острые вопросы, стоящие перед отраслью. Девелоперов, застройщиков и специалистов по инженерии всегда интересует не столько техническая сторона – с ней несложно ознакомиться по документации, – сколько вопросы рентабельности.
Презентация Евгения Зейналова и Алексея Леплявкина вызвала большой интерес собравшихся. Докладчики сравнили дома, оборудованные технологичными отопительными системами Meibes (солнечными коллекторами, квартирными тепловыми пунктами и тепловыми насосами), с домами, где применяются другие инженерные решения (внутридомовые котельные, электронагреватели и т.д.).
Участников рынка особенно заинтересовали примеры уже реализованных проектов: энергоэффективный 57-квартирный дом во Владимире и жилой комплекс, включающий два трехэтажных 10-квартирных и три трехэтажных 17-квартирных дома.
Владимирский проект предусматривал монтаж солнечных коллекторов и тепловых пунктов в каждой квартире. Итоги впечатлили: жильцы квартир не только самостоятельно планируют отопление своих квартир, поддерживая комфортную температуру, но и платят почти вдвое меньше. Заключение департамента жилищно-коммунального хозяйства Владимира впечатлило даже привычную ко многому аудиторию: экономия ресурсов в энергоэффективном доме с системами Meibes доходила до 35%, а во время отопительного сезона – до 55%.
Во втором случае (двух- и трехэтажные дома по 10 и 17 квартир) в комплект оборудования, кроме квартирных тепловых пунктов и солнечных коллекторов, вошли также тепловые насосы. Миф, что солнечные коллекторы в нашем климате не работают, так и остался мифом: даже зимой они давали 25% энергии.
Дискуссия породила интересный термин – экономная инженерия. По данным специалистов Meibes, установка квартирных тепловых пунктов позволяет уменьшить мощность котельной до 30%.
Актуальным является и вопрос окупаемости. В случае с энергоэффективным домом во Владимире ее срок составил около трех лет вместо стандартных семи-десяти, что делает подобное решение крайне привлекательным для строительного рынка и может вызвать настоящий прорыв.
Еще один аспект, очень актуальный для коттеджных поселков: не «съест» ли экономию на котельной повышение стоимости наружных коммуникаций? Конечно, клиент выиграет на удобстве и эксплуатации, а застройщик – на котельной, но будет ли игра стоить свеч?
Ответ пока один: экономия будет, а детали надо считать.
Но все технологии бессмысленны, если не востребованы клиентом. Его ожидания тоже стали предметом живой дискуссии. Чего ожидает конечный потребитель – тот, кто в итоге оплачивает все хлопоты? Как формируется его мнение? Что может помочь продажам энергоэффективного оборудования?
По наблюдениям Дмитрия Синочкина, главного редактора журнала «Пригород», уровень информированности клиентов растет. В архитектуре и планировке разбираются уже многие, на очереди инженерия.
Генеральный директор компании «Русь-НТ» Дмитрий Майоров придерживается иного мнения: с его точки зрения, конечного потребителя мало волнуют технические детали, главное – соответствие результата ожиданиям надежности и комфорта.
По мнению руководителя проектов по СЗФО компании Viessmann Леона Адамовича, «клиент не готов к альтернативе, он требует знакомого, известного, а иногда и просто привычного».
Светлана Невелева, советник руководителя ГК «Стинком», отметила другую особенность. Для покупателя одинаково важны и надежность систем, и их цена, и возможность гибкого решения задач: «Поэтому наши клиенты хотят понимать, что это за оборудование. Они задают очень много вопросов, иногда совсем неожиданных. Им важна многофункциональность установок, котлов, возможность использовать разное топливо и регулировать работу системы. А консерватизм, конечно, остается: приходится тратить немало времени, чтобы приучить клиентов к новому. Обычно новшества завоевывают рынок лишь спустя несколько лет».
Впрочем, есть и другая категория пользователей. По опыту Евгения Зейналова, директора петербургского филиала Meibes, «зачастую новое оборудование спрашивают люди, уже пожившие в Европе и оценившие его удобство». Жаль, такие клиентов пока немного.
Здесь участники заседания были единодушны: сломать инерцию потребительских стереотипов далеко не просто. Рынку свойственно вести себя осторожно, однако важен сам интерес к тем плодам прогресса, которые уже зарекомендовали себя на деле.