В маленьком интернет-магазине обычно отсутствует система для торгового и складского учета. Её функции заменяет система управления сайтом, а точнее “админка” сайта. В ней хранятся заказы, контактные данные клиентов, данные по доставке и т.д. В дополнение к этому используется Excel c остатками поставщиков, невостребованным товаром и прочими данными. Причина тому - маленький объем заказов. Нет смысла автоматизировать простой процесс деятельности маленького интернет-магазина.
Другое дело когда объем заказов превышает 10 шт. в день. Интернет-магазин превращается в серьёзный малый бизнес. В котором без автоматизации трудно контролировать товарно-денежные отношения с клиентами и поставщиками. Поэтому можно начинать использовать простые ERP системы для малого бизнеса.
Если у интернет-магазина есть собственный склад, то без ERP невозможно правильно вести учет товаров. Теряется ценная статистика по изменению складского остатка, времени сборки заказа и т.д.
ERP система позволяет быстро масштабировать отдел продаж интернет-магазина за счет работы менеджеров в одной окне. Система сама зарезервирует товар на складе или создаст заказ поставщику. Отчетность формируется за 2 клика, не надо самому строить отчеты по данным Excel файлов. Об автоматизации бизнес-задач можно продолжать бесконечно.
Конечно стабильность выполнения бизнес процессов в ERP требует соблюдения определенных регламентов. Но для малого бизнеса эта проблема решается просто ведь в компании, как правило, не работает больше 10 человек.
Последние 2-3 года активно развиваются ERP сервисы для автоматизации интернет-торговли. Вот некоторые из них: Сервис 1, Сервис 2, Сервис 3. Тарифы позволяют тратить совсем мало денег на старте, не более 1000 рублей в месяц.
Если вы не пожалеете денег и времени на интеграцию сервиса автоматизации торговли при запуске интернет-магазина, то в будущем вам будет существенно проще и дешевле автоматизировать инфраструктуру в погоне за растущими продажами.
Большой проблемой многих интернет-магазинов является задержка в автоматизации бизнеса по отношению к росту продаж. Приходится нанимать дорогостоящих разработчиков, ставить на сервера тяжелые и дорогие программные продукты способные выдержать бурный рост. Проекты по автоматизации продолжаются годы. И все это - из-за отсутствия стандартов автоматизации в отрасли интернет-торговли.
Даже если вы уже используете один из выше приведенных сервисов, то на определенном уровне развития бизнеса их упрощенная и унифицированная модель автоматизации не справится с требованиями бизнеса. В этот момент появляется необходимость мигрировать на другую, более мощную ERP систему, которая позволит конфигурировать бизнес процессы под нужды бизнеса в процессе бурного роста. В этот момент компания превращается из малого в средний бизнес. Для решения проблем автоматизации уже не подойдут ERP сервисы для малого бизнеса. Но их применение на ранней стадии сильно упростит миграцию на новый продукт. Вот некоторые популярные в России ERP системы для среднего бизнеса: ERP 1, ERP 2, ERP 3.
По опыту можем порекомендовать не начинать вести учет в EXCEL с самого начала. Учитесь строить бизнес с использованием специализированных продуктов. В них уже заложены принципы правильного ведения бизнес-процессов. Если что-то Вам покажется не удобным, возможно это будет означать неверно построенные вами бизнес-процессы. Недорогие SAAS сервисы позволяют начать работать по правилам, с самого начала развития бизнеса и могут существенно упростить процесс роста компании на более поздних этапах.