Каждой российской компании сегодня приходится предпринимать какие-то действия в условиях финансово-экономического кризиса. Мы приведем десятку наиболее популярных мер.
1. Сокращение штатов. Некоторые компании просто увольняют, другие – сильно урезают размер зарплаты. Также получила распространение практика отправлять персонал в долгосрочные отпуска без содержания. Но, по словам руководителя группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ» Светланы Куличевой, большинство руководителей стремятся сохранить должности для людей, давно работающих, лояльных по отношению к компании, просто высококвалифицированных специалистов.
2. Урезание бюджета на дополнительные льготы. Сюда входят: отказ от некоторых программ обучения, отмена права на бесплатный отдых (или покупку путевок на специальных условиях), аннулирование скидок на внутрикорпоративные услуги, ограничение права пользования служебным автотранспортом, лимитирование оплаты за телефонные переговоры и интернет-услуги.
3. Реформирование системы вознаграждения. В некоторых фирмах уже работающим сотрудникам напрямую урезаны компенсации, где-то они уменьшены косвенно. Иногда руководители предпочитают перевести часть персонала с окладной системы на сдельно-процентную. Урезаются также всевозможные бонусы, вплоть до полной их отмены.
4. Сокращение инвестиционных программ. Крупные концерны, вкладывающие деньги в строительство, геологоразведку и другие области, зависящие от инвестиций, сегодня замораживают проекты. Эта мера позволяет корпорациям оптимально перераспределить высвободившиеся средства.
5. Переориентация на отечественный рынок и госзаказы. Многие российские фирмы, имеющие выход на мировую арену или предполагающие такую возможность, в срочном порядке сворачивают все дорогостоящие зарубежные проекты. Переориентация также актуальна для производственных компаний, которые стали отдавать предпочтение более дешевому отечественному сырью.
6. Сохранение активов от риска. Многие руководители стремятся не только сэкономить, но и как-то обезопасить деньги компании. Например, путем вложения в стабильные программы, не связанные с основным видом деятельности фирмы, или с помощью страхования. Некоторые предприниматели пытаются разместить средства юридического лица на частных счетах.
7. Безопасное планирование. К сожалению, в условиях кризиса планировать долгосрочное развитие компании крайне затруднительно. Поэтому в условиях кризиса многие компании усиливают централизацию управления. Предпочтение отдается краткосрочным проектам.
8. Повышение качества продукта/услуги. Особых разъяснений эта мера не требует. Сегодня это уже целая философия, на ней построены многие теории управления.
9. Внутренние преобразования. К таковым относится целый спектр действий: поглощения одной фирмой других, реструктуризация подразделений в компаниях, внедрения инноваций в области управления. Ряд крупных организаций привлекает консалтинговые фирмы для того, чтобы совместно реализовывать программы по оптимизации.
10. Стратегия на будущее. Несмотря на то, что планировать на долгий срок в условиях кризиса очень сложно, все же, составляя любые антикризисные меры, руководство смотрит вперед. Все шаги оцениваются, принимая во внимание перспективы развития после выхода из кризиса.