15 апреля в НИТУ «МИСиС» с открытой лекцией выступил Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, доктор педагогических наук, профессор Исаак Фрумин. Основная дискуссия развернулась вокруг темы «Чему учиться в предпринимательском университете».
По мнению профессора, у современной вузовской подготовки есть ряд очевидных проблем, среди которых слабая мотивация студентов, несоответствие их ожиданий реальной ситуации на рынке труда, недостаточное количество прикладных дисциплин в программах обучения, а также сильная зависимость вузов от государства.
«К сожалению, сегодня большинство вузов относится к категории выжидающие. Они гордятся своими корнями, наблюдают и соглашаются на какие-то преобразования только если нет другого выбора. Также есть вузы сильные, которые чутко реагируют на сигналы государства и живут довольно неплохо, – отметил Исаак Фрумин. – Существует и очень небольшая группа вузов «вне тренда» – это гибкие, самодостаточные учебные заведения, опережающие сигналы государства».
По заверению профессора Фрумина, НИТУ «МИСиС» как раз один из таких вузов. Он не только идет в ногу со временем, но и порой обгоняет его. Одним из преимуществ университета Исаак Фрумин назвал большое внимание к развитию прикладных навыков у студентов, которыми обладает лишь половина российских выпускников.
По его мнению, решить проблему недостаточного развития прикладных навыков возможно через активное внедрение практических занятий в процесс обучения. Однако это не значит, что вузы должны вернуться к советской системе распределения выпускников. «Студенты должны иметь возможность выбирать из множества трудовых практик», – отметил Исаак Фрумин.
По мнению профессора, востребованность будущего специалиста настолько же зависит от его собственных усилий, насколько от системы высшего образования. «Самое ужасное, если человек учился пять лет одному, а занимается совершенно другим. Успеха добиваются лишь те, кто обладает предпринимательским взглядом на обучение и расценивает свое время как инвестиции, не тратит его зря», – прокомментировал он.