Президент Федерация рестораторов и отельеров России, заведующий кафедрой менеджмента в гостиничном и ресторанном бизнесе Университета «Синергия» Игорь Бухаров считает, что отказы со стороны клиентов ресторанов от обслуживания официантами неславянской внешности носят единичный характер и не являются проявлением апартеида по отношению гражданам других стран.
Так он прокомментировал появившуюся в СМИ информацию о том, что москвичи при организации банкетов все чаще требуют, чтобы их обслуживал только славянский персонал.
«Я читал о том, что один деятель культуры, находясь в японском ресторане, потребовал заменить официанта, потому что он был азиатской внешности, но это явно единичный случай», - сказал И.Бухаров.
Говоря о причинах, по которым гость может попросить замену обслуживающего его официанта, ресторатор назвал нерасторопность, неопрятность, вызывающую у человека какое-то внутреннее неприятие, и плохое владение русским языком.
«Для замены официанта может быть много причин, но весь вопрос в том, как вы об этом скажете. Можно просто подойти к метрдотелю и попросить заменить вам официанта, а можно устроить скандал», - сказал он.
И.Бухаров считает, что рестораторы часто сталкиваются с проявлением так называемого «потребительского терроризма». Понятно, что любой ресторан забоится о своей репутации, а любой управляющий в зале отвечает перед владельцем ресторана за нормальную атмосферу. При этом есть часть людей, которые таким положением вещей пользуются и начинают нагнетать обстановку.
Вместе с тем, по мнению ресторатора, это не проблема сегодняшнего дня, подобные случаи были не редкостью и в советский период, когда посетители общепита специально придирались к официантам и провоцировали их, чтобы получить какую-то преференцию.
В тоже время И.Бухаров не видит судебной перспективы у дел, связанных с проявлением ресторанного апартеида.
«Теоретически, конечно, обиженный официант может подать иск в суд, но я думаю, что таких прецедентов сегодня ждать не приходится. Вообще, мне представляется, что вся эта история несколько раздута СМИ. Я понимаю, что журналистика – это такой же бизнес, и задача издателя сделать свою газету коммерчески успешной. Для этого в ход идут любые методы, в том числе и раздувание из мухи слона», - считает он.
Комментируя в целом состояние ресторанного бизнеса в Москве, И.Бухаров отметил, что снятие столичной мэрией излишних административных барьеров позволит заметно увеличить количество сезонных кафе.
«Что такое 1,5 тысячи летних кафе, которые открылись в прошлом году? Их столько в одном только районе Берлина. Москвичам тоже хочется отдыхать летом на воздухе, а не в душных помещениях. Я думаю, что в результате снятия административных барьеров в этом году количество летних точек общепита увеличится не менее чем на 35%», - прогнозирует он.