Зима 2013 года, которая вместо трех положенных по календарю месяцев длилась гораздо больше, буквально заморозила активность покупателей загородной недвижимости Подмосковья. По данным компании «Метриум Групп», спрос в данном сегменте рынка упал на 20% по сравнению с зимним периодом прошлого года – фактор сезонности снова проявил себя во всей красе.
Снижение потребительской активности в первую очередь связано с транспортной ситуацией на столичных дорогах, которая во времена сильных снегопадов ухудшается до катастрофических масштабов. Обильные осадки и ползущий вниз столбик термометра заставляют покупателей откладывать просмотры объектов до лучших времен. «В большей степени от фактора сезонности пострадал сегмент дальних дач, – отмечает Мария Литинецкая, генеральный директор «Метриум Групп». – Если в поселки, расположенные в непосредственной близости от Москвы, клиенты даже в сильные морозы все-таки выезжали, то расстояния в несколько десятков километров уже становились для них непреодолимым препятствием. При этом часто возникали неприятные ситуации, когда потенциальные покупатели договаривались с риэлторами или представителями застройщиков о встрече, но сами не приезжали на них».
С другой стороны, экстремальные погодные условия выступают своеобразным тест-драйвом для коттеджных поселков. Для покупателя, задумывающегося о приобретении дачи для круглогодичного проживания, этой зимой как раз представился уникальный шанс посмотреть на работу эксплуатирующих служб и оценить качество подъездных дорог. Если клиент еще не купил участок или дом и уже сейчас ему сложно до него добраться, то вряд ли весной он вернется в этот поселок.
«Зимние» покупатели также могут проверить, насколько быстро прогревается дом после включения отопления. Например, в поселке «Онтарио» установлена уникальная система оповещения о состоянии котла, которая выведена на пульт охраны. Собственник может позвонить за пару часов до приезда и попросить установить в доме нужную температуру.
Однако зима не может длиться вечно. Неизбежно придет весна, которая станет еще одним испытанием для эксплуатирующих служб поселка и проверкой на прочность ливневой канализации при ее наличии. Клиенты, отложившие покупку до наступления тепла, вернутся на рынок в самый разгар таяния снегов с экзаменацией. И конечно, победит в этой игре сильнейший.
«Наибольшее падение спроса этой зимой было зафиксировано в поселках, расположенных на Дмитровском, Ленинградском, Ярославском, Пятницком, Новорязанском и Каширском шоссе, – говорит Мария Литинецкая, генеральный директор «Метриум Групп». – Ухудшение транспортной ситуации по большинству перечисленных магистралей связано не только с погодными условиями, но и ремонтными работами, которые в настоящее время там ведутся. Соответственно, следующей зимой мы будем наблюдать снижение покупательской активности по следующим направлениям: Калужское, Щелковское и Волоколамское шоссе. Именно там ожидается проведение масштабной реконструкции дорог».