Правительство РФ на прошлой неделе приняло государственную программу "Развитие физической культуры и спорта", рассчитанную на период до 2020 года. Президент Владимир Путин поручил Минспорту и Минобрнауки предметно заняться вопросом воссоздания в новом формате комплекса нормативов ГТО. Данные показатели будут отражаться в специально созданном паспорте школьников, где помимо спортивных удач, будут также фиксироваться достижения в общественной, творческой, и научной деятельности. Все это будет приплюсовано к баллам ЕГЭ и учитываться при поступлении в ВУЗ.
Разработку стандарта директор департамента дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ Александр Страдзе назвал делом ближайшего времени. По его словам, примерно представлять содержание документа рабочая группа из специалистов министерства спорта и министерства образования будет уже к лету, а в 2014 году новый стандарт планируется опробовать в школах.
По мнению заместителя председателя Всероссийского студенческого союза, помощника ректора Университета «Синергия» Павла Тимошина, сама идея создания паспорта школьника не нова и уже давно с успехом применяется в США и во многих европейских странах.
«Там это называется портфолио школьника и является обязательным условием при получении гранта на обучение. Это своего рода продукт любой внеурочной деятельности: социальной, индивидуальной, творческой, политической, экономической. Применение подобной практики в России поможет понять, насколько человек уникален, чтобы учиться в том или ином вузе», - отметил П.Тимошин.
Вместе с тем он считает, что хотя впервые тема школьных портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала еще в 2003 году, пока этот документ не играет важной роли в учебном процессе.
«Очень многое зависит от того, как эта идея будет реализована. Очень важно, чтобы сам школьник, а также преподаватели понимали, что портфолио – это пропуск в будущее, оно позволит более обоснованно выбрать направление обучения и будущую профессию. Поэтому необходимо подготовить взвешенный документ, учитывающий пожелания методистов школьных программ, представителей вузов и работодателей», - подчеркнул он.
Говоря о предложении Минобрнауки создать рейтинг вузов по развитию студенческого спорта, П.Тимошин высказал сомнение, что такая шкала может быть объективной из-за неоднородной оснащенности вузов спортивными сооружениями.
«В этом плане мы также берем пример с американских и европейских университетов, где создаются профессиональные спортивные команды по разным видам спорта. При этом у них есть отличная инфраструктура для организации межвузовских соревнований, которые в России большая редкость»,- сказал он.
П.Тимошин считает, что прежде чем сравнивать вузы по спортивной подготовке студентов, необходимо обеспечить учебные заведения теми ресурсами, которые позволят руководству вузов развивать это направление, а это уже задача федеральная.
«Строительство новых стадионов, формирование студенческих команд, организация первенств между институтами позволит поднять спорт в молодежной среде на новый уровень. Ждать, что это смогут сделать вузы только своими силами, малореальное занятие», - резюмировал П. Тимошин.
По данным Минобрнауки, в подведомственных министерству вузах на сегодняшний день насчитывается около двух тысяч крытых спортивных сооружений. Но в основном материально-техническая база оставляет желать лучшего. Более 300 тысяч квадратных метров спортивных сооружений требуют капитального ремонта и не могут использоваться по прямому назначению, многим университетам приходится брать спортзалы в аренду. В настоящее время вузы арендуют 169 спортивных залов и 231 бассейн.
В соответствии со стратегией развития физической культуры и спорта в России до 2020 года число студентов, занимающихся спортом, должно увеличиться до 80%. Сейчас этот показатель составляет 25% из семи миллионов студентов.