«В России, в отличие от Европы и США, услуга управления недвижимостью сравнительно молода – она возникла вместе с коммерческой недвижимостью, которой нужно управлять: торговыми и офисными центрами, многофункциональными комплексами, да и жилыми новостройками тоже», - об этом говорил генеральный директор УК Clever Estate Сергей Креков на недавнем Конгрессе по управлению недвижимостью (VI Property Facility Congress).
По словам Сергея Крекова, в России отсутствует понятие комплексного менеджмента, единого, стандартизированного и документально закрепленного менеджерского подхода к управлению недвижимостью. По его словам, управляющие компании продают клиенту все, что угодно: от набора техники, действующей на объекте, до персонала, работающего там же, но не саму услугу управления. «Нет четкого описания услуги – нет и самой услуги, - говорит Сергей Креков, - только опираясь на единый существующий стандарт можно правильно сформулировать услугу и систематизировать отношения между заказчиком и исполнителем услуги». В современной России пока не развиты и не созданы составляющие, способствующие формированию стандарта управления недвижимостью. Прежде всего, нет институционального решения проблемы. В российских профильных вузах отсутствует базовое системное образование по специальности управление недвижимостью. Соответственно, отсутствуют сертифицированные и дипломированные специалисты, нет четкой терминологии, нет описания управленческого стандарта.
Современные управляющие компании создают собственные стандарты и правила управления недвижимостью, руководствуясь имеющимися в стране локальными нормами, относящимися к обслуживанию недвижимостью, а не к ее управлению.
Ключевыми являются три нормативных документа. Первый - Государственный стандарт Российской Федерации «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», введенный 1 января 2001 года. Но данный ГОСТ ни слова не говорит о самом менеджменте недвижимости. Также, управляющими компаниями используется стандарты из системы ISO в части контроля качества и САНПиН (санитарные правила и нормы), регламентирующие условия, пригодные для работы сотрудников в помещении.
Кроме того, из сферы обслуживания недвижимости в сфере управления применяются отдельные рекомендации, изложенные в СНИПах, в технических требованиях к оборудованию, устанавливаемому в здании, и в Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (ППР), изданном в 1974 году. «Это лучшее, что было создано в сфере эксплуатации недвижимости, так называемая, классика жанра, - говорит Сергей Креков, - правда, 50% описанных там норм относятся не к эксплуатации и инженерии, а к самому конструктиву здания. Но управляющие компании, и наша в том числе, берут некоторые рекомендации оттуда. А больше неоткуда взять. С 1974 года ничего подобного больше не создано».
«Здесь уместно обратиться к западному опыту, говорит Сергей Креков, - США и Европа много лет работают по единому CPM- стандарту . СРМ структурирует все отдельные элементы управления в единый комплекс, обеспечивает коммуникацию между элементами управления и эксплуатации недвижимости, формирует систему управления, излагает базовые основы коммуникации с клиентом управляющей компании, контролирует качество услуг для объектов любого класса – от элитного до экономкласса. Разумеется, не предлагается его калькировать на российскую почву – этого и не получилось бы. Но взять принципы CPM за базовую основу – вполне. И прежде всего, пересмотреть отношение к качеству и культуре эксплуатации оборудования объектов. Ввести образовательную дисциплину по управлению объектами недвижимости. Наполнить рынок профессионалами».