Законопроекты о запрете чиновникам иметь иностранные авуары - самая серьезная в новейшей истории России попытка ограничить в правах бюрократию
Госдума на пленарном заседании в пятницу, 22 февраля, рассмотрит в первом чтении пакет поправок в законодательство, согласно которым, чиновникам предлагается запретить иметь счета в иностранных банках за пределами России, а также государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иностранных эмитентов. В случае наличия таковых, гражданину и членам его семьи необходимо «в течение трех месяцев со дня замещения должности» «закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств в иностранных банках, или осуществить отчуждение ценных бумаг иностранных эмитентов».
Устанавливается, что нарушение запрета влечет досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Госдумы, федерального судьи, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также освобождение от иной занимаемой должности в связи с утратой доверия. Причем, в ходе предусмотренных законопроектом проверок «могут направляться запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, о проведении мероприятий для добывания информации» о соблюдении перечисленных запретов. В одновременно внесенных президентом поправках в закон о правительстве прописывается, что запреты распространяются на главу кабинета министров, его заместителей, федеральных министров, их супругов и несовершеннолетних детей.
«Эти нормы корреспондируются с другими инициативами, связанные с усилением финансового контроля, - считает председатель комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. – С полной уверенностью можно говорить о том, что выстраивается системность мер по обеспечению не только особого контроля за должностными лицами, реализующими государственную национальную политику в разных сферах, но и устанавливаются вполне конкретные и серьезные формы ответственности».
Действительно, в Госдуме сейчас готовится ко второму чтению правительственный законопроект о запрете чиновникам и военным иметь за рубежом недвижимость. Документ предполагает, что этот запрет также будет действовать еще в течение трех лет после увольнения или освобождения от занимаемой должности. Законопроектом предусмотрено уголовное наказание за нарушение закона - штраф в размере от 5 до 10 миллионов рублей или тюремное заключение сроком до пяти лет.
Нетрудно заметить, что оба этих законопроекта - самая серьезная в новейшей истории России попытка ограничить в правах бюрократию. Неудивительно, что поддерживаемые более чем 70% россиян (данные ВЦИОМ) законопроекты, вызывают ожесточенные споры, о правильности или ошибочности подобных запретов. Если говорить о существе споров, то они ведутся вокруг того, принимать ли саму идею ограничения для должностных лиц права иметь даже самые скромные зарубежные авуары. Сторонники законопроекта утверждают, что запрет в первую очередь реабилитирует бюрократию в глазах большей части населения и поднимет доверие к власти. Противники указывают на то, что запрет, напротив, лишь укрепляет в обществе отношение ко всем представителям власти как к коррупционерам, а самих госслужащих такое поражение в правах лишь унижает. Помимо этого, оппоненты рассуждают о «технических сложностях» по контролю миллионов госслужащих и членов их семей.
Однако, по мнению Яровой, все инициативы четко прописаны по механизмам реализации, формам и основаниям контроля, правовым последствиям. «На следующей неделе ( 22 февраля – пим. редакции) мы предложим принять эти инициативы в первом чтении», - заявила глава думского комитета. По её мнению, в целом пакет законопроектов может быть рассмотрен в трех чтениях уже до конца марта.
«Считаю, что затягивание рассмотрения законопроекта будет противоречить ожиданиям общества в отношении национального ориентирования управленческих элит и увеличению общественного контроля за деятельностью представителей власти и политиков», - поддерживает Яровую и замсекретаря Генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Железняк.
Ссылаясь на мировой опыт, он утверждает, что «стране нужен закон, который позволит уменьшить зависимость наших чиновников от влияния других государств, и в целом способствовать национальной ориентации управленческих элит».
Действительно, определенные ограничения на владение зарубежными активами для государственных служащих установлены во многих странах мира.
В США используется комплексная система ограничения и контроля за иностранными активами государственных служащих федерального уровня. Во-первых, представители трёх ветвей власти, как граждане США, должны ежегодно отражать факт наличия зарубежных активов в специальном налоговом формуляре. Раскрытию подлежит имущество, счета в иностранных банках и ценные бумагах зарубежных компаний. Во-вторых, федеральные чиновники обязаны ежегодно предоставлять руководителям своих ведомств, сведения о финансовом состоянии. Они включают информацию о наличии у чиновника, его жены, несовершеннолетних детей или других членов семьи, а также его личных кредиторов и кредиторов его жены недвижимой собственности и активов (в том числе зарубежных). Также подлежат обнародованию данные о наличии у всех вышеуказанных лиц коммерческих, финансовых и иных интересов в США и за их пределами. В-третьих, зарубежное имущество членов Конгресса подвергается дополнительному контролю. Он распространяется на членов Конгресса, сотрудников аппарата, а также политиков, баллотирующихся в обе палаты парламента. Наказание за сокрытие сведений о зарубежных активах – дисциплинарное и уголовное преследование, финансовые санкции.
В Японии, как и в Канаде, контроль над зарубежными активами госслужащих для чиновников и политиков осуществляется раздельно. Ко второй категории относятся депутаты обеих палат парламента, члены кабинета министров, заместители министров, парламентские секретари, депутаты префектуральных собраний и губернаторы префектур. Карьерные чиновники ежегодно предоставляют информацию о своих иностранных активах и доходах вышестоящему начальству. Затем эти данные проверяются Комитетом по этическим расследованиям правительства. Вся информация, предоставляемая чиновниками, подлежит публичной огласке. Помимо этого активы чиновников контролируются Советом по делам персонала. Он может потребовать от любого госслужащего отчёта о владении акциями в сфере, курируемой по месту службы. Ограничения для чиновников по владению иностранными активами в основном регулируются Законом об этике государственных служащих 2000 г. Для политиков раскрытию подлежат сведения о собственном имуществе и активах членов семьи. В течение года предоставляются декларации трёх типов: о ежегодном доходе, о деятельности связанной с бизнесом и об увеличении активов. Все они носят публичный характер. Контроль над иностранным имуществом политиков осуществляется на основе Закона об обязательном декларировании имущества парламентариев 1992 г. Наказание за сокрытие сведений о зарубежных активах – дисциплинарное и уголовное преследование, финансовые санкции.
Во Франции иностранная собственность карьерных госслужащих и политиков, занимающих выборные должности, ограничивается одинаково. Причем к категории чиновников относится и менеджмент предприятий, где доля государства превышает 50%. Госслужащие обязаны задекларировать информацию об имуществе и счетах за рубежом перед Комиссией по транспарентности политической жизни. Предоставление информации осуществляется в момент занятия ими государственной должности или в начале срока легислатуры (для выборных позиций). Повторные декларации подаются по истечении мандата для избранных служащих и трудовых контрактов для чиновников. В обоих случаях представленные сведения носят сугубо конфиденциальный характер и разглашению не подлежат. Меры контроля над иностранными активами чиновников установлены Законом № 88-227 о финансовой гласности политической жизни 1988 г. Наказание за сокрытие сведений о зарубежных активах – дисциплинарное и уголовное преследование, финансовые санкции.
Так что очевидно, что подобные ограничения – общемировая практика, и совершенно прав Железняк, когда говорит о необходимости выполнения таких требований:
«Если человек выбрал госслужбу, он должен быть готов к ограничениям, общественному контролю и выполнению специальных требований. Это общемировая практика. Если чиновник не готов к выполнению таких условий, это должно стать основанием для его ухода с должности».