В каждом объекте жилой недвижимости ведется административный учет граждан, когда-либо там проживавших или же проживающих на данный момент. У этой «летописи», где фиксируется учет населения, есть свое название – домовая книга. Большинство сделок с недвижимостью требуют наличия выписки из домовой книги. О том, какие именно данные должны содержаться в выписке и как их получить, рассказывают специалисты ГК «МИЦ».
Домовая книга – учетный документ с довольно богатой историей. В России реестры с таким названием применялись еще в XVIII веке. В те времена в домовых книгах также записывали жителей, а ведением этих документов занимался пристав в полицейском участке. В царской России каждый полицейский участок отвечал за несколько улиц, и жители окрестных домов должны были пройти обязательную регистрацию по месту жительства. Информация в домовой книге была в те времена доскональной – в ней описывалось то, откуда приехал регистрируемый гражданин, его полное имя, сословие и многое другое, включая массу сведений для нынешних генеалогических исследований. Для регистрации в городе требовался паспорт. Только с ним информацию о человеке могли внести в домовую книгу.
Основная функция домовых книг – административный учет– сохранилась до сих пор. Форма этого учета для всех субъектов Российской Федерации сегодня едина и утверждена законом.
Все люди, которые осуществляли когда-либо операции с недвижимостью, знакомы с домовой книгой, а точнее – с выпиской из нее. Перечень действий с недвижимостью, которые требуют наличия выписки из домовой книги, достаточно широк. Выписка требуется при сделках купли-продажи, оформлении дарственной, при юридических вопросах, связанных с наследством, во время прописки-регистрации по новому месту жительства, при разделе имущества после развода, для подтверждения гражданства, в случае оформления утраченного паспорта и тогда, когда человек освобождается из мест лишения свободы и регистрируется по месту жительства.
Есть два вида данного документа – выписка обычная и выписка расширенная.
Обычная выписка сосредотачивает в себе учетные записи о жильцах, зарегистрированных в том или ином объекте жилой недвижимости на настоящий момент – здесь и сейчас. Данные обычной выписки – ФИО гражданина, адрес объекта, паспортные данные всех зарегистрированных жильцов, дата, когда они были зарегистрированы, их гражданство и информация по прохождению военной службы.
Расширенная выписка характеризуется административным учетом, который составляется исходя из установленного промежутка времени. Расширенной выпиской определяется список лиц, имеющих регистрацию в данном жилом доме между конкретными датами времени.
Все выписки имеют законодательное действие в течение месяца с даты оформления документа.
Сегодня домовые книги находятся в ведении управляющей компании, которая оказывает коммунальные услуги дому, или в ведении правления товарищества собственников жилья, если таковое создано. Может домовая книга находиться также в Единоминформационно-расчетном центре. ЕИРЦ ведает начислением, контролем и взысканием коммунальных оплат; в Москве он работает в режиме «единого окна». В этом «едином окне» можно получить довольно объемный пакет документов. Как правило, это документы, заменяющие выписку, копии карточки учета, различные справки.
Выписка из домовой книги выдается после предъявления паспорта и документов о праве на квартиру. Другой человек, не проживающий и не владеющий квартирой, такой документ может получить только по доверенности.
Временнее затраты на получении выписки могут быть минимальными – документ выдается сразу или же в двухдневный срок.
Плата за выдачу выписки законодательством федерального уровня не оговаривается – все решает местная администрация. В Москве выдача справок не требует оплаты. Власти ориентируются ст.8 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ст.20 №152-ФЗ «О персональных данных», в которых оговорен принцип бесплатного получения данной услуги. Иногда за выдачу документов управляющие компании пытаются взять деньги. Есть прецеденты, когда граждане подавали на такие компании заявления в суды.
Специалисты ГК «МИЦ» рекомендуют, если управляющая компания требует оплату, просить у нее какого-либо письменного обоснования такого решения, а затем смело идти с полученной бумагой в прокуратуру. Нарушители, скорее всего, будут привлечены к ответственности, а препятствия для сделки с недвижимостью устранены.