Выставка Юрия Калюты «Красное и черное» пройдет в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств (Москва, ул. Пречистенка, д.19) с 5 февраля до 10 марта 2013г. Открытие 5 февраля 16.00.
Новые грани петербургской академической живописной школы раскрываются в работах члена-корреспондента Российской Академии Художеств Юрия Калюты. Художнику удалось создать собственную узнаваемую живописную манеру, основанную на сознательном ограничении цветовой палитры и использовании декоративных контрастных сочетаний с неизменными эмоциональными акцентами красного и черного. Причём, чёрный цвет становится объединяющим по отношению к ярким и насыщенным оттенкам основных цветов изображения на холсте.
Экспозиция, представленная в залах Галереи искусств включает около 100 живописных и графических произведений из мастерской художника и частных собраний. Накануне персональный проект Юрия Калюты прошёл в Государственном Русском Музее. А с 5 февраля до 10 марта 2013г. яркую, экспрессивную выставку «Красное и черное» смогут увидеть столичные любители искусства.
Известный петербургский искусствовед Владимир Леняшин так определяет замысел проекта: «Акцентированная в названии выставки антиномия «красное и черное» – знак того, что сюжетное начало, психологические и культурологические ракурсы возникают у Ю.Калюты только на почве изначальной художественной экспрессии и играют не декоративную, а содержательную смыслообразующую роль».
Все исследователи творчества Юрия Калюты отмечают его особую привязанность к жанру портрета, жанру, в наше время, можно сказать, не слишком «модному». Здесь можно увидеть и огромное влияние непосредственного учителя Калюты в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, знаменитого художника Андрея Мыльникова. От него – подчёркнутое внимание к духовному миру изображаемой личности, умение точно передать внешний облик модели, искренний восторг художника перед лицами и фигурами портретируемых. Недаром среди своих «виртуальных учителей», творческих кумиров, Калюта числит Веласкеса и Рембрандта, Серова и Петрова-Водкина, замечательного румынского мастера Корнелиу Баба, чья выставка, увиденная 20 лет назад, до сих пор, по словам художника, стоит у него перед глазами. Юрий Калюта особо ценит «внимательное отношение к человеку, а также несомненные новаторские черты, которые каждый из перечисленных авторов внес в развитие портретного искусства».
Фактурные живописные произведения соседствуют с пастельными вариантами этих же холстов и рисунками, сопровождавшими их создание; рисунки часто выполнены в смешанных техниках, органично соединяющих уголь и мел, сепию и сангину. Здесь художник продолжает традиции мастеров эпохи Возрождения.
«Настоящее реалистическое искусство всегда в движении, всегда в поиске новых форм, только этот поиск не должен являться самоцелью…», – так говорит о своём творчестве сам Юрий Калюта.