Москвичи и жители Подмосковья все активнее пользуются возможностью вывести свою квартиру, расположенную на первом этаже многоквартирного дома, из жилого фонда в нежилой, чтобы потом открыть на данной площади офис, салон красоты или небольшой магазинчик. Перспектива привлекает многих, но процесс вывода квартиры из жилого фонда сопровождается целым рядом трудностей, да и дешевым его не назовешь. Сотрудники юридического департамента ГК «МИЦ» рассказывают о тех условиях, которые нужно выполнить, чтобы получить разрешение на смену фонда.
Во-первых, в переводимом объекте не должно быть прописанных граждан, а во-вторых, необходимо наличие отдельного выхода в нежилое помещение – автономного по отношению к центральному входу в подъезд. Также в доме, где находится квартира, которую хотят перевести в иной фонд, не должны проводиться ремонтные работы или реконструкция. Потребуется и письменное разрешение со стороны соседей – согласие на перевод квартиры в нежилой фонд должны дать все собственники помещений в многоквартирном доме. Помимо этого, есть законодательные ограничения того, как может быть использована квартира, ставшая нежилым помещением. Там, к примеру, нельзя организовать пункты приема стеклотары или металла, на первых этажах жилых домов запрещено размещать сауны, бани, ритуальные агентства, химчистки и некоторые другие предприятия.
Сама процедура перевода помещения из жилого фонда в нежилой происходит в несколько этапов. Главное основание, которое может быть использовано для такой операции, это непригодность имущества для дальнейшего проживания. Также способствует получению разрешения на перевод тот факт, что в будущем на площадях помещения будет предоставляться такая услуга, которая востребована населением, а изменение фонда улучшит коммунальные условия для жильцов дома и района.
Пакет документов, который требуется для перевода имущества между фондами, обязательно должен включать заявление на осуществление реконструкции помещения, а также правоустанавливающие документы на квартиру – это свидетельство о праве собственности, договор о купле-продаже данного имущества, поэтажная планировка всего дома, где находится объект, план-экспликация и проект того, как будет переоборудовано помещение. Важнейшее место в пакете документов занимает акт согласования. Именно его получение потребует, пожалуй, наибольших временных затрат. Акт должен содержать удовлетворительные заключения от целого ряда специальных служб – от санэпидемстанции до пожарной службы. После того, как пакет будет собран, его можно подавать в органы муниципальной власти. После принятия решения администрацией необходимо будет провести проверку проекта в нескольких органах – в горводоканале, в управлении тепловых сетей, в управлении энергетического сбыта. Далее проект нужно согласовать в муниципальных органах, отвечающих за градостроительство.
Этим процесс не заканчивается. Дальше в помещении потребуется провести измерительные работы (это делают сотрудники БТИ) и пройти государственную комиссию, которая выдаст акт, который подтвердит, что помещение пригодно для эксплуатации в качестве объекта нежилого фонда. Потом – снова мэрия, где дадут официальное разрешение на перевод квартиры в нежилое помещение. В конце этого утомительного пути – получение нового плана помещения в органах БТИ.
Специалисты ГК «МИЦ» сообщают, что из-за массы бюрократических процедур самостоятельное согласование изменения фонда имущества не пользуется популярностью, а многие люди обращаются за такой услугой в специализированные компании. Избавив себя от забот по сбору документов, собственнику никак не удастся избежать денежных трат. Акты, проекты и согласования при переводе жилья в нежилой фонд подчас обходятся очень дорого, расходы могут перевалить за сотню тысяч рублей, поэтому прежде чем начинать такую процедуру, стоит основательно просчитать финансовую сторону мероприятия.