Количество торговых помещений, выставленных на продажу в центральной части Москвы, за год существенно уменьшилось. При этом, по сравнению с концом прошлого года на продажу выставляются более крупные объекты по значительно более дорогой цене. К такому выводу пришли аналитики группы компаний RRG на основе мониторинга предложения на столичном рынке купли-продажи коммерческой недвижимости.
По данным RRG количество торговых объектов, которые предлагаются к продаже в пределах Садового Кольца за год, с октября 2011 года по октябрь 2012 года уменьшилось почти на четверть.
При этом средняя площадь выросла на 13%. А если сравнивать с периодом 2008-2009 годов, то сегодня объекты, выставляемые на рынок, в среднем стали крупнее вдвое.
Что же касается цены, то за каждый метр дефицитной «центровой» торговой площади продавцы хотят получить в среднем примерно на 1 500 $ больше, чем год назад.
Таким образом, в центральной части Москвы постепенно нарастает дефицит предложения. При этом варианты, которые предлагаются инвесторам, дорожают весьма интенсивно сразу за счет двух составляющих: цены квадратного метра и увеличения размера самого объекта.
«Рынок торговых помещений в пределах Садового Кольца – самый узкий и самый дорогой сегмент коммерческой недвижимости. Эти особенности обусловлены спецификой самого центра столицы. Большинство торговых объектов – это помещения в формате street-retail. Те самые «голубые фишки» коммерческой недвижимости, которые наиболее привлекательны для инвесторов даже в кризис, – комментирует ситуация председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников. – Кроме того, практически все существующие помещения в центре можно отнести к невосполнимому ресурсу. Ведь новое строительство практически отсутствует, и в ближайшие годы в этом плане ничего не изменится. При этом основные потребители магазинов и сервисов помещений street-retail – это «дневное» население (в большинстве своем - сотрудники офисов), которого, по крайней мере, в 4 раза больше «ночного» населения (тех, кто живет в центре). А это «мощные» потребители, которые «генерят» обороты, позволяют обеспечивать высокие ставки в сегменте, и как следствие, - высокую цену.»
В силу этих причин вполне закономерно, что такие помещения быстро покупаются или просто не выставляются на рынок. При этом стабильно высокий спрос и уменьшение количества предложений закономерно приводит к весьма серьезному росту цен. «Примитивный расчет показывает, что при повышении стоимости квадратного метра за год примерно на 1 500 $, цена, например, помещения в 200 кв м автоматически вырастает на 300 000 $. – говорит Денис Колокольников. Однако, можно с уверенностью сказать, что покупателей это не пугает. Ведь речь идет о коммерческой недвижимости в «вечных местах». Которая всегда будет в цене.»