В МГД состоялось совместное заседание двух комиссий Московской городской Думы - бюджетно-финансовой и по городскому хозяйству и жилищной политике. Депутаты рассмотрели результаты проверки Контрольно-счетной палатой Москвы правомерности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт жилых домов.
Объектами проверки стал городской Департамент капитального ремонта, префектура Северо-Восточного административного округа, государственное учреждение Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов («УКРиС»), а также государственные учреждения «Инженерные службы» столичных районов «Отрадное» и «Алексеевский».
В 2008-2011 годах из столичного бюджета на реализацию программы капремонта были израсходованы денежные средства в объеме 83 млрд 247 млн 27,3 тыс. рублей. В целом обеспеченность программы составила 17%, а объем неисполненных расходных обязательств города по программе - 406 млрд 654 млн 972,7тыс. рублей.
Контрольно-счетная палата особо указала на то, что расходные обязательства Москвы по капитальному ремонту и модернизации жилищного фонда, возникшие с принятием новой госпрограммы города на 2012-2016 годы - «Жилище», составляют 128 млрд 674 млн 209,2 тыс. рублей, в том числе на 2012-2014 годы - 73 млрд 663 млн 152,3 тыс. рублей.
В ходе проверки, охватившей период 2008, 2010 и первое полугодие 2011 года, были выявлены нарушения на общую сумму 337,16 млн рублей, в том числе: неправомерное использование государственных средств в сумме - 185 млн 201,1 тыс. рублей, неэффективное использование - в объеме 151 млн 815 тыс. рублей. Кроме того, сумма ущерба городу составила 124 млн 722 тыс. рублей.
Аудиторы обнаружили существенные нарушения и недостатки в системе планирования и организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов. В частности, Палата установила, что адресные перечни многоквартирных домов с наибольшей степенью износа конструктивных элементов, направленные в 2010 году Государственной жилищной инспекцией города (Мосжилинспекцией) в Департамент капитального ремонта, не содержали информацию о степени износа и включали лишь указание на дефектные элементы.
По данным ведомства, комплексный капитальный ремонт с утеплением фасадов был проведен в 1203 домах, составляющих всего 8,7% от общего количества многоквартирных домов, относящихся к зоне ответственности города Москвы. При этом в 987 многоквартирных домах, включенных в краткосрочный план мероприятий по капитальному ремонту на 2008-2010 годы, работы по капитальному ремонту не велись.
Кроме того, как сообщили в КСП, разработанная подрядными организациями проектная документация на капитальный ремонт многоквартирных домов, согласно заключению экспертов, не соответствовала требованиям действующих нормативов. В частности, при составлении технических заключений по обследованию конструкций и инженерных систем, а также при проектировании не учитывались требования безопасности, надежности и энергоэффективности.
Помимо этого, в ходе проверки были обнаружены многочисленные нарушения при размещении государственного заказа и заключении государственных контрактов на выполнение работ. Например, существенные недочеты допускались в информационном обеспечении и документообороте.
По итогам проверки Палата рекомендовала планировать капитальный ремонт домов на основе долгосрочных, пятилетних и годовых планов, утверждаемых в установленном порядке.
Помимо этого, ведомство предложило, в целях реализации положений Жилищного кодекса РФ, разработать нормативные правовые акты, определяющие участие собственников помещений в финансировании капитального ремонта путем создания системы накопления и использования средств, предназначенных на капитальный ремонт домов, при поддержке гарантиями города Москвы.
В ходе обсуждения депутаты пришли к выводу, что Департамент капитального ремонта выполнял возложенные на него функции в области капитального ремонта жилищного фонда не в полной мере. Отраслевая вертикаль управления капитальным ремонтом домов не была создана.
Председатель бюджетно-финансовой комиссии Игорь Антонов обратил внимание на то, что в настоящее время в сфере капитального ремонта и модернизации жилищного фонда осуществляется реализация сразу двух программ: прежней - Городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домом на 2008-2014 годы, и новой - Государственной программы города на 2012-2016 годы «Жилище». В связи с этим депутат предложил объединить эти две программы в одну, чтобы не было пересечения этих программ, в результате чего возможно неэффективное использование бюджетных средств.
Как сообщает пресс-служба МГД (http://www.duma.mos.ru/), комиссии приняли решение принять результаты проверки к сведению. По мнению председателя комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Степана Орлова, работа над программой будет продолжена, а ход ее реализации будет находиться под пристальным вниманием законодателей.