В ближайшее время планируется заключение долгосрочного пятилетнего контракта с Военно-воздушными силами России на поставку нескольких десятков Су-34, что позволит компании «Сухой» развернуть полномасштабное серийное производство этих фронтовых бомбардировщиков. Эти поставки создадут предпосылки и для выхода этой машины на мировой рынок. ВВС РФ также намерены закупить два-три полка многофункциональных истребителей Су-35. Для ввода в строй авиакомплекса пятого поколения необходимо пройти достаточно длительный период разработки, производства и испытаний. Его мог бы заполнить Су-35. Что касается экспортных перспектив нового истребителя, то он будет интересен в первую очередь странам, уже эксплуатирующим Су-30. Это заявил в опубликованном сегодня интервью газете «Ведомости» генеральный директор АХК «Сухой» Михаил Погосян.
На внутреннем рынке, сказал он, пока доминирует модернизация и капитальный ремонт имеющегося парка авиатехники, продлевающие ресурс истребителей на 10-12 лет. Дальнейшее его увеличение для самолетов с 20-летним сроком службы нецелесообразно из-за морального старения техники. При ограниченном финансировании модернизация - правильное решение, считает глава «Сухого», но в дальнейшем ее объемы должны быть сбалансированы закупкой новых комплексов. Тогда ВВС будут иметь оптимальную авиационную группировку.
Говоря о разработке авиационного комплекса пятого поколения, М. Погосян сообщил, что программа финансируется в полном объеме, а динамика разработки и подготовки серийного производства истребителя дает основания считать, что согласованные с заказчиком графики будут выполнены. Он подчеркнул, что и после начала серийного выпуска истребителя пятого поколения достаточно длительный период параллельно будут производиться и глубоко модернизированные самолеты четвертого поколения. Это демонстрирует опыт США - единственной страны, где выпускается самолет пятого поколения F-22. Там параллельно производятся усовершенствованные истребители предыдущего поколения, такие, как F-16, F-18E/F.
Михаил Погосян положительно оценил сотрудничество с Индией по программе создания истребителя пятого поколения (ПАК ФА). Очень важно, считает он, чтобы такая программа изначально развивалась как международная. Индия важна в данном проекте и для расширения рынка продаж самолета, и с точки зрения промышленного и научного сотрудничества по проекту. Заключение контракта о совместной разработке ПАК ФА ожидается до конца этого года.
Успешно развивается работа по программе регионального пассажирского «Сухой Суперджет 100» (SSJ 100). Летные испытания самолета идут полным ходом. Они подтверждают характеристики и расчетные параметры, ранее смоделированные на стендах. Это позволяет надеяться на успешное завершение испытаний в объявленные сроки. Что касается подписания новых контрактов, то, как считает глава «Сухого», при реализации таких сложных проектов должен существовать баланс между количеством заказов, полученных до, во время и после начала испытаний, а также после развертывания серийного производства. Поэтому, увеличивая количество заказов, не стоит форсировать этот процесс, поскольку повышаются риски в случае задержки сроков их выполнения. Тем не менее, иметь твердые заказы на текущем этапе программы необходимо, без этого трудно финансировать развертывание серийного производства. С учетом того, что «Сухой» является новым для этого рынка производителем, а SSJ 100 – новым продуктом, количество уже полученных и предполагаемых заказов говорит о хорошей динамике проекта.
Завершение первого этапа сертификации самолета по российским нормам ожидается в середине будущего года. Параллельно готовится сертификация по европейским стандартам EASA, получение которой планируется во второй половине 2009 г. Первоначальные поставки самолета будут осуществляться на основе российского сертификата.
Что касается стратегии развития гражданского проекта «Сухого», то планируется создание самолетов большей и меньшей размерности, а также бизнес-джета. О решениях по этим проектам будет объявлено в ближайшее время. Сегодня главная задача, заключает Михаил Погосян, - добиться успешной сертификации базового самолета и начать его серийное производство. На выполнении этой задачи сосредоточены основные ресурсы компании.