В США чиновники регулярно обязаны отчитываться обо всех своих доходах, а также декларировать доходы и сведения об имуществе родственников. О России, Америке и коррупции говорит директор «ИМА-консалтинг» по специальным проектам Игорь Даченков.
Согласно известному докладу Transparency International, Россия по коррупции занимает 126 место в мире. По опросам РОМИР и фонда «Общественное мнение» среди известных предпринимателей и экспертов, которые оценивают бизнес-практику в России, одной из первых системных проблем в рамках развития российской экономики все респонденты указали именно коррупцию. Исходя из этого, современная российская бизнес-практика представляет собой «бюрократический капитализм». Он был олигархическим, а сейчас мы плавно дрейфуем в сторону режима торжества действующей бюрократии, когда по сути дела дистанция между бизнесом и гос- или муниципальным управлением практически отсутствует. Попытки наладить прозрачность в доходах чиновников предпринимались в постсоветской истории неоднократно. Все они были сведены на нет, а попытки инициировать законодательные подвижки в этой сфере также ничем не увенчались. Это и понятно. Потому что подобного рода законы должны быть, с моей точки зрения, обличены в политическую волю федерального центра, первых лиц страны, а не предлагаться для изучения и обсуждения самими чиновниками. Безусловно, должен быть посыл от федеральной политической элиты и деятельной поддержки парламента.
Насколько мне известно, сейчас декларирование собственных доходов у чиновников, работающих в системе исполнительной власти, является делом сугубо добровольным. Хочешь декларируй – хочешь нет. Между тем, подобной практикой воспользовалось весьма ограниченное количество членов правительства, их заместителей и т.д. С другой стороны, у нас любой чиновник может быть практически нищим, а все имущество будет записано на его ближайших родственников. З западноевропейских странах и США давно уже существует процедура, когда не только чиновник декларирует свои доходы и имущество, но и члены его семьи. Это в свою очередь обеспечивает прозрачность в работе высших должностных лет государств. Поэтому, безусловно, необходимость в принятии такого закона в рамках комплексной программы, прежде всего, нормативной, по обеспечению, я бы сказал, экономической безопасности государства (потому что коррупция – это диструктивный фактор, который оказывает влияние, прежде всего, на экономику) давно уже назрела. Это актуальнейшая проблема, о которой мы говорим из года в год, однако, фактических шагов по реализации антикоррупционных мер не предпринимается. Вместе с информацией об имуществе чиновника и его родственников, необходимо принять закон о лоббизме, действующий в тех же США с 1946 года. Только такое целенаправленное, двустороннее движение, облеченное политической волей первых лиц, могло бы, пожалуй, привести к какому-то результату.