Недавно стало известно о том, что Приказом от 21 августа 2012 года №115н, зарегистрированным 25 октября 2012 года в Министерстве финансов Российской Федерации Республика Кипр исключена из списка оффшоров. Эта новость стала логическим завершением давно и активно обсуждавшегося вопроса на профессиональных форумах и в прессе. Факт исключения Кипра из перечня оффшоров, безусловно, будет способствовать дальнейшему укреплению доверительных отношений и сотрудничества стран-партнеров в условиях жесткой конкуренции между юрисдикциями, предоставляющими площадки для организации международного бизнеса, и набирающего обороты экономического кризиса.
Юрисдикция по-прежнему пользуется спросом, несмотря на определенное ужесточение положений Соглашения об избежании двойного налогообложения (действует с 1998 года), которые закреплены в ратифицированном Российской Федерацией 29 февраля 2012 года Протоколе, подписанном государствами 7 октября.2010 года. Изменения в Соглашении в основном нацелены на усиление контроля за сделками, совершаемыми кипрскими компаниями, а также касаются правил налогообложения и расширения обмена информацией между Россией и Кипром. Эти изменения должны существенно ограничить возможности для уклонения от налогообложения в Российской Федерации.
Как прокомментировала ситуацию ведущий юрист по международному праву компании «НАФКО-Консультанты» Мария Говорухина, Республика Кипр традиционно является одной из наиболее привлекательных юрисдикций для российских инвесторов. Это может объясняться множеством причин. Прежде всего, это выгодные условия действующего соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Кипр, исторически сложившиеся тесные деловые и культурные взаимоотношения между странами. Немаловажным фактором является и высокий уровень конфиденциальности и защиты информации о компаниях и их владельцах. Собственники компаний, зарегистрированных на Кипре, обычно, прибегают к услугам номинальных директоров и акционеров, которые действуют по поручению и в интересах бенефициарных владельцев на основании заключенного трастового соглашения. Для конечного выгодоприобретателя такая структура владения компанией обеспечивает соблюдение конфиденциальности, при сохранении собственником всех юридических прав на компанию и полного контроля над ее деятельностью.
«Таким образом, сам факт исключения Кипра из перечня оффшоров символизирует укрепление доверия между странами и является залогом дальнейшего упрочения позиций Кипра в сфере делового сотрудничества с российскими партнерами»,- добавила М. Говорухина.