Вторичные изменения российского бизнеса.
Вступление России в ВТО, о необходимости и неотвратимости которого говорилось на всех уровнях ни одно десятилетие, привнесет множество неожиданных изменений, прежде всего, в привычно отлаженные бизнес-процессы. Сегодня это беспокоит всех – от президента до бурановских бабушек. Действительно, что же все-таки может произойти и что с этим со всем делать? Эти и другие жизненно важные вопросы были подняты на конференции «ВТО, Таможенный союз, ЕврАзЭС: что ожидать бизнесу от нового правопорядка?», организованной в конце сентября НП «Объединение Корпоративных Юристов» (НП «ОКЮР») при поддержке ФАС России и участии юридических фирм «Саланс» и «Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры».
Следует отметить, что в России это едва ли не первое столь масштабное мероприятие, в котором приняли участие руководители авторитетных юридических и экономических структур, представители власти и закона. По мнению Александры Нестеренко, президента Объединения Корпоративных Юристов, актуальность проведения данного обсуждения назрела до очевидности, а инициатива организаторов объясняется, прежде всего, тем, что именно юристы держат руку на пульсе изменений правового поля, связанных с расширением экономического пространства, в котором приходится действовать юристам, работающим в бизнесе. Эти изменения касаются правовых конструкций, сопровождающих перемещение товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, капиталов, трудовых ресурсов. Поэтому для обсуждения руководителем НВ «ОКЮР» были сформулированы наиболее злободневные вопросы, ответы на которые должны помочь юристам бизнеса выработать алгоритм действий и обратить опасения нового правопорядка в плюсы для бизнеса. А информации для этого собравшиеся на конференции получили в максимальном объеме.
Нурлан Шадибекович Алдабергенов, Член коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК), сообщил в своем выступлении, что главной задачей его ведомства является устранение барьеров, которые препятствуют бизнесу. Работу в этом направлении ЕЭК планирует завершить к середине следующего, 2013 года. Вторым важным направлением деятельности своего ведомства Н.Ш.Алдабергенов назвал тарифную политику. Принципы тарифного ценообразования должны быть четко сформулированы и открыты, считает он. Третье направление — государственные закупки, свободное участие в электронных торгах, использование потенциала, наработанного в РФ, Белоруссии и Казахстане. Также необходимо гармонизировать национальное антимонопольное законодательство — итогом этого в будущем, возможно, станет разработка единого антимонопольного кодекса, закончил свое выступление Нурлан Шадибекович.
Елена Кузнецова, начальник отдела по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК, продолжила тему регулирования конкурентных отношений в рамках ЕЭП. Формирование единого товарного рынка невозможно без становления единых правил конкуренции, которые были бы понятны и доступны для применения всеми сторонами Соглашения. Главным документом, определяющим конфигурацию системы регулирования конкурентных отношений, является Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, вступившее в силу с 1 января 2012 года. Елена изложила позицию ЕЭК касательно параллельного импорта и международного принципа исчерпания прав, что вызвало оживленную дискуссию в зале. В результате дискуссии представители ЕЭК и ФАС выразили готовность к взаимодействию с членами ОКЮР.
Андрей Цыганов, заместитель Руководителя ФАС России, и Сергей Пузыревский, начальник правового управления ФАС России, рассказали о гармонизации российского антимонопольного законодательства в связи с принятием Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции.
В своем выступлении А. Цыганов отметил, что корпоративные юристы очень быстро и четко реагируют на все изменения в российском и международном правовом поле. «Главная задача — это устранение барьеров для бизнеса», — был солидарен с представителями ЕЭК замглавы ФАС России.
Большой интерес вызвало выступление Эдуарда Боровикова, партнера, руководителя Глобальной практики в области ВТО, международной торговли и таможенного права юридической фирмы Salans, Брюссель и Москва на тему «Правопорядок ВТО и регулирование ТС/ЕврАзЭС: практические шаги по подготовке бизнеса к новым условиям»: «Российский бизнес может и должен использовать все преимущества, которые несут в себе существующие и будущие юридические обязательства России по ВТО, ТС, ЕврАзЭС и Единому экономическому пространству, и участвовать в создании соответствующей правоприменительной практики».
Возможности (механизмы) для бизнеса в результате вступления ВТО в России и за её пределами изложил Михаил Черекаев, начальник отдела ВТО Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России. Он сообщил, что в рамках Правительственной комиссии по интеграции сформирован и утвержден План по адаптации российской экономики, направленный на минимизацию негативных последствий от присоединения, и подтвердил готовность Минэкономразвития России к конструктивному диалогу с представителями бизнеса.
В числе негативных факторов, оказывающих возможное влияние на бизнес российских предприятий, в первую очередь металлургической отрасли, Лев Ковалев, директор правового департамента компании АЛКОА, назвал отмену квотирования, ослабление инструментов торговой защиты, снятие технических барьеров, отсутствие возможности хеджирования сделок, высокую стоимость заемного капитала.
Закончилась конференция выступлением президента НП «ОКЮР». Александра Нестеренко еще раз подчеркнула, что внимание членов Объединения обращено на процессы гармонизации антимонопольного законодательства в связи с принятием Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года, по которому страны-участники обеспечивают разработку модельного антимонопольного закона. ОКЮР готов стать экспертной площадкой, где, по предложению Нурлана Алдабергенова, будет проводиться обсуждение положений проекта закона. ОКЮР совместно с Департаментом торговых переговоров Минэкономразвития России и ФАС России займется работой по гармонизации законодательства, а также по созданию права и правоприменительной практики.