В рамках II Межотраслевой конференции «Потребительское кредитование в России 2012: состояние, тенденции и перспективы развития», организованной Ассоциацией Российских Банков, вновь был поднят вопрос о законе о потребительском кредитовании. На данный момент проект закона находится в работе у Минфина. Особое внимание в законопроекте уделяется защите прав потребителей при составлении кредитных договоров с банками.
Предполагается, что в кредитном договоре будет раскрыта полная информация о банковском продукте, а также будет указана информация о возможной переуступке прав требования долга банком третьим лицам.
«Пока законопроект находится в работе у Минфина, и возможные получатели прав требования долга указаны как «третьи лица».
Скорее всего, такая формулировка останется неизменной», — говорит Максим Богомолов, директор по развитию бизнеса агентства взыскания Filbert. «Общая задолженность населения перед банками России составляет почти 7 трлн рублей, в том числе 316,5 млрд рублей – просроченная задолженность», - уточняет он.
Некоторые участники конференции предложили указывать банкам в кредитных договорах конкретное третье лицо с указанием наименования и реквизитов будущего взыскателя, которому они собираются передать долг физлица в случае его невозврата. Так, на прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект, в соответствии с которым уступка права требования банком третьему лицу (в частности коллекторскому агентству) будет возможна только с согласия должника и на основании отдельного договора. То есть передача банком долга будет возможна только при заключении трехстороннего договора между кредитором, должником и лицом, которому такое право переходит. Предполагается, что поправки будут внесены в ст. 382 ГК РФ, а законопроект вступит в силу с 1 января 2013 года.
«Этот законопроект вряд ли будет одобрен, так как он противоречит смыслу рынка и инструмента цессии», — считает Максим Богомолов. Договор цессии или переуступка прав требований долга, по сути является договором о продаже товара. «Я считаю, что в кредитном договоре нецелесообразно указывать в качестве третьего лица конкретную компанию», — говорит Максим Богомолов. «Ведь коллекторы или агентства по взысканию долга не могут заранее знать о необходимости покупки проблемной задолженности у банка», - объясняет он. «Кроме того, часто кредитные договора являются средне- или долгосрочными»,- подчеркивает Максим Богомолов. Так что спустя несколько лет после заключения кредитного договора указанное третье лицо может быть уже само не заинтересовано в работе с банком, поменять профиль деятельности или вовсе уйти с рынка.