Как показывает наша практика, самым спорным первичным документом является товарно-транспортная накладная. Многие компании не оформляют этот документ либо оформляют этот документ неправильно, создавая условия для претензий налоговиков.
Журнал "Российский налоговый курьер" составил "Рейтинг первичных документов, которые чаще всего вызывают налоговые претензии". Управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес проектам" Кира Гин-Барисявичене рассказала в этой статье о товарно-транспортных накладных.
Сегодня мы хотим подробнее рассказать вам о том, какие могут быть последствия для бизнеса из-за неправильно оформленной товарно-транспортной накладной, как налоговые органы проверяют подлинность сведений, указанных в ТТН.
"В бизнесе распространена ситуация, когда за перевозку грузов автомобильным транспортом, зачастую платят фирме, у которой по документам нет ни транспорта, ни водителей в штате. Таков рынок: платят фирме, а грузы перевозят физические лица на своем транспорте за наличные. – рассказывает Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер "СБП". - В такой ситуации, ТТН оформить правильно невозможно, потому что в накладную надо вписывать реальный номер машины и ФИО водителя, собственник транспорта и водитель в случае налоговой проверки должны подтвердить факт перевозки, а также по документам иметь трудовые или гражданско-правовые отношения с транспортной компанией, – эта информация должна быть проверяема".
Надо отметить, что в последние годы налоговая инспекция ужесточила процедуру проверок, инспекторы копают глубже и тщательнее. ФНС уже заявила, что такой подход в проверках будет развиваться и продолжится в 2012-2013 годах. Рейтинг журнал "Российский налоговый курьер" подтверждает, что проблема с ТТН есть и к этому документу у налоговиков особый подход.
Не у всех компаний есть правильно оформленные ТТН, не всегда перевозчики даже при реальных перевозках выдают его, часто на практике его судорожно приходится делать «задним числом». Некоторые предприниматели практикуют даже такие экстремальные варианты: едут по МКАДу, списывают реальные номера машин, на основе которых делают ТТН. А потом бывают неприятно удивлены, когда налоговая инспекция, связавшись с хозяевами автомашин, узнает реальное положение дел о перевозке товаров для компании.
Если в Вашем бизнесе сложилась такая ситуация с оформлением ТТН и перспектива спора с налоговиками Вас не прельщает, то мы можем предложить Вам решение, которое подойдет для Вашего бизнеса:
- наше практическое знание требований налоговой инспекции и грамотные рекомендации по переоформлению документов на транспортные услуги снизят Ваши риски налоговых претензий;
- если вариант с переоформлением документов Вам не подходит, то мы оценим ситуацию, которая у Вас ложилась с ТТН, и проконсультируем, как Вам минимизировать Ваши налоговые риски;
Что следует знать о позиции налоговых органов по товарно-транспортным накладным:
1) Если у вас нет ТТН, хотя транспортные услуги и были оказаны, то спор с налоговой инспекцией вам гарантирован.
2) Что налоговики проверяют в ТТН:
а) Данные о номере транспортного средства, ФИО водителя и номере водительского удостоверения. Легко проверить данные о номере транспортного средства, ФИО водителя и номере водительского удостоверения, сделав запрос в ГИБДД. Так, налогоплательщики не раз уже попадались на указании в ТТН транспортных средств с несуществующими гос. номерами (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2010 по делу N А19-6169/10, Постановление ФАС Уральского округа от 28.11.2011 N Ф09-6952/11 по делу N А50-4014/2011, Постановление 12-ого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 по делу N А12-22104/2010, Постановление 15-ого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 N 15АП-4022/2010 по делу N А53-5032/2009).
б) Информацию о том, действительно ли указанные в ТТН водители и транспортные средства перевозили товар для проверяемого налогоплательщика. Даже если в ТТН указаны данные о реальных транспортных средствах и водителях — сведения о том, перевозили они товар или нет, легко проверить, вызвав на допрос собственников ТС и водителей (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 N 18АП-11929/2011 по делу N А07-3794\2011, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2011 г. N 15АП-12386/2011).
в) Налоговики сопоставляют массу перевезенного груза с грузоподъемностью указанного в ТТН автомобиля. Обратят внимание и на расстояние, указанное в ТТН, чтобы оценить сколько рейсов за день сможет сделать транспортное средство. В письме ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ в Таблице 1.1.3, налоговикам предлагается обратить внимание на марку автомобиля: марка автомобиля может указывать на фальсификацию, если масса перевезенного груза указана больше, чем это позволяет грузоподъемность данного автомобиля (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 N 15АП-8751/2009 по делу N А53-657/2009, Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2008 по делу N А12-9459/07-С42).
г) Иные реквизиты ТТН. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 09.10.2009 по делу N А27-3907/2009 суд обратил внимание, что «в товарно-транспортных накладных отсутствуют номер и дата доверенности, по которой был получен груз, не указано кем и кому выдана доверенность, кто произвел отпуск груза, кто груз принял (отсутствуют должность, подпись и расшифровка подписи соответствующего лица), сведения о грузе, погрузочно-разгрузочные операции».
Пресс-служба "СБП"
P.S. Незнание законов не освобождает Вас от ответственности. Берегите себя.