Построение государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» будет одним из самых актуальных событий ближайшего времени. Концепция «Электронного бюджета» одобрена Распоряжением Правительства России от 20.07.2011 г. № 1275-р. Между тем, множество практических вопросов создания этой системы вызывают живое обсуждение среди экспертов по государственным финансам и специалистов по информационным технологиям. О своём видении реализации федерального проекта на региональном уровне рассказывает Дмитрий Вахрушев, член экспертной группы при Комиссии по публичному обсуждению вопросов создания и развития информационных технологий в сфере управления общественными финансами Министерства финансов РФ, первый заместитель генерального директора «БАРС Груп».
– Расскажите о концепции «Электронный бюджет». Какие задачи позволит решить её реализация?
– Современный подход к бюджетному процессу заключается в том, что управлять финансами государства невозможно без понимания того, что происходит на самом нижнем уровне. Каждое основное средство в муниципальном учреждении влияет на общую стоимость нефинансовых активов всего государства, и поэтому у государства должна быть информация о каждом таком учреждении. Приведение бюджетного учёта к требованиям МСФО ГС, которое началось с 2004 года, дало сильный толчок автоматизации многих процессов и привело информационные технологии туда, где раньше пользовались одним калькулятором. Тем не менее, на сегодняшний день нельзя сказать, что государство обладает полной информацией. Многие данные хранятся разрозненно, а «спуститься» из федерального центра на уровень сельского поселения по-прежнему крайне проблематично.
Концепция «Электронного бюджета» подразумевает централизацию, стандартизацию и унификацию всех бюджетных процессов. Все федеральные ведомства должны быть связаны между собой в едином информационном пространстве. Стандартные справочники и нормативно-правовые акты должны быть доступны любому учреждению, путь даже оно находится в далёком селе. Обязательно должна быть обеспечена прозрачность: финансовые и нефинансовые активы, госзакупки – всё, что делают учреждения государственного и муниципального секторов, должно быть подконтрольно государству и обществу. И, наконец, «Электронный бюджет» должен исключить многократный ввод одних и тех же операций.
– Какой подход к построению Электронного бюджета видится Вам самым оптимальным?
– Концепция предполагает две возможные методики, по которым пойдёт создание системы. Это сочетание централизованного и децентрализованного подходов. На мой взгляд, нужно декомпозировать систему на федеральный и региональный сегменты. Федеральный сегмент при такой схеме будет централизованно «спускаться» сверху, но при этом каждый субъект РФ или муниципалитет будет иметь возможность разработать свой региональный сегмент, исходя из своих потребностей. Естественно, региональный сегмент должен быть полностью интегрирован с федеральным и подчиняться общей логике «Электронного бюджета». Такой сбалансированный подход позволит решить целый комплекс проблем.
– А какие проблемы могут возникнуть при внедрении «Электронного бюджета»?
– Во-первых, со стопроцентной уверенностью можно сказать, что будет так называемое сопротивление среды. Переход на новое программное обеспечение всегда тяжело воспринимается специалистами в учреждениях. Я очень часто сталкивался при замене одного программного продукта на другой с элементарной проблемой, когда бухгалтер не может найти кнопку, которую нажимал раньше. Это неизбежная сложность, и здесь не надо никого винить. Просто надо грамотно организовать обучение персонала на этапе внедрения и создать качественную систему поддержки. А создать качественную поддержку программного обеспечения можно только на открытом рынке, при наличии конкуренции. Никакие директивы здесь не будут работать. Но, если субъекты и муниципалитеты получат возможность самостоятельно создавать региональные сегменты «Электронного бюджета», пользуясь услугами региональных разработчиков, рыночные механизмы заработают в полную силу.
Во-вторых, очень важно, чтобы внедрённая система была действительно востребована на местах, работала и «жила». Можно подключить регионы к типовому федеральному софту, но будет ли там заинтересованность в его использовании? Разумеется, учреждения будут забивать туда все цифры и показатели согласно действующим нормативно-правовым актам, но такой формальный подход противоречит идеологии «Электронного бюджета». Чтобы в регионах была заинтересованность в «Электронном бюджете», он должен решать управленческие задачи субъекта РФ, а также учитывать специфику каждого региона. Нужна адаптация системы под нужды конечных пользователей, в данном случае – под нужды публично-правовых образований (субъектов РФ и муниципальных образований). Такую адаптацию можно проводить намного эффективнее, если региональный сегмент «Электронного бюджета» будут создавать региональные разработчики.
– Но не будет ли субъектам РФ и муниципалитетам проще и дешевле получить систему «сверху», чем заниматься созданием регионального сегмента?
– Конечно же, федеральный сегмент системы будет предоставляться бесплатно, в отличие от собственной разработки регионального сегмента или покупки готового решения. Но это не значит, что 100 % субъектов и муниципалитетов выберут этот бесплатный вариант. Дело в том, что адаптация и поддержка своей разработки окупится в течение двух-трёх лет (за счет привлечения более дешевых кадров на местах и временного фактора). Заказ доработок в Москву будет намного дороже, а сроки таких доработок могут растянуться на годы. Есть целый ряд субъектов РФ (это больше 20 регионов), которые особенно требовательны к адаптации всех решений под региональную специфику. Им предлагаемая нами модель, безусловно, будет интересна.
– Готовы ли российские разработчики программного обеспечения включиться в работу по созданию компонентов системы «Электронный бюджет»?
– Разумеется, на рынке информационных технологий существует целый ряд компаний, компетентных в вопросах автоматизации бюджетного процесса. Но к тому, чтобы решить 100 % задач, стоящих в рамках концепции «Электронного бюджета», близки очень немногие. Мешает узкая специализация, когда одна компания занимается только государственными закупками, другая – только бюджетным учётом или отчётностью, третья – только казначейским учётом. Бывает, что даже решения одного разработчика никак не связаны между собой. Часто это обусловлено тем, что в учреждениях не выстроена должным образом организационная работа.
Мы в группе компаний «БАРС Груп» всегда стремились выйти от решения частных задач к комплексному подходу. В настоящее время выходит на рынок комплексное решение для управления госфинансами «БАРС.Бюджет Онлайн». По нашему мнению эта система близка к архитектуре «Электронного бюджета» и может быть использована для создания регионального сегмента. Она включает функциональные блоки для бюджетного учёта и отчётности, формирования госзакупок, учёта кадров, расчёта заработной платы, аналитики и управленческой деятельности. Уже есть опыт внедрения отдельных функциональных блоков этой системы в 25 регионах. В числе последних крупных проектов – автоматизация государственных и муниципальных закупок в Татарстане и создание централизованной облачной бухгалтерии в городе Самара.
– Как взаимодействует государство с IT-разработчиками в процессе разработки «Электронного бюджета»?
– Экспертный совет при Минфине России позволил объединить компетентные кадры в области информатизации финансов. Мы регулярно собираемся, обмениваемся опытом, доводим своё понимание до представителей государства. Многие компании, которые раньше между собой никак не пересекались, теперь сообща вырабатывают оптимальные подходы. IT- бизнесу есть что сказать, у нас много идей, и мы рассчитываем, что они найдут применение на практике.