Владимир Путин предложил чиновникам помочь российскому автопрому – закупать для служебных нужд только те автомобили, которые произведены в странах Единого экономического пространства – России, Белорусии и Казахстане. Основных целей две: во-первых, дать российскому производителю выгодные заказы, во-вторых, сделать чиновников ближе к народу. Получится ли их достигнуть?
Идея родилась не вчера – об автомобильных ограничениях говорят с конца прошлого года, и не так давно тема вновь стала актуальна. В середине марта замминистра экономического развития Михаил Осеевский сказал, что переход чиновников на российские автомобили мог бы поспособствовать сокращению расходов государства. Из дополнительных плюсов называлась также помощь отечественному автопрому и соблюдение справедливости: раз собираются ввести налог на роскошь и тем самым ограничить состоятельных россиян, неплохо бы и чиновникам стать немного скромнее в своём потреблении.
С тем, что госслужащие могли бы сократить свои расходы на средства передвижения, согласны все: правительство, ФАС, даже оппозиция. Правда, методы у всех разные. Так, Алексей Навальный в том году предлагал ограничить сумму покупки: запретить чиновникам покупать автомобили дороже 2 млн. рублей. Коммунисты посчитали, что чиновничьи авто могли бы быть и дешевле и предложили планку в 1 млн. рублей. В Минэкономразвития на это предложение заметили, что более дешёвые автомобили чаще ломаются и ремонт «влетит в копеечку», поэтому мера не может считаться эффективной. ФАС также предлагала ввести ограничения по цене и техническим характеристикам.
Но в конечном итоге правительство пришло к выводу, что ограничивать автомобильный госзакупки рублём – несколько искусственная идея. Велика ли будет польза? Некоторая экономия, конечно, появится, но если из ситуации можно извлечь еще и выгоду для государства, то почему бы этого не сделать? Зачем ограничивать закупки по ценам, если можно обратить их в пользу бюджета и промышленности?
4 апреля в Тольятти состоялось совещание по развитию российской автомобильной отрасли в условиях вступления страны в ВТО, где присутствовал Владимир Путин и руководство АвтоВАЗа. «Считаю, что все органы государственной и муниципальной власти РФ, заказчики и предприятия, финансируемые за счет федерального бюджета, должны уже в самое ближайшее время покупать только автомобильную технику, производимую на территории Российской Федерации и Единого экономического пространства, то есть в России, Казахстане и Белоруссии», - заявил премьер.
Что производят в странах ЕЭП? В России ядром отечественного автопрома принято считать АвтоВАЗ, часто забывая, что в стране есть несколько сборочных производств иностранных марок: BMW, Volkswagen, Ford, Toyota и некоторые другие. Кое-какие из их автомобилей нравятся российским чиновникам, например, BMW 7-й серии и Toyota Land Cruiser Prado. Однако самая популярная у госслужащих машина – Mercedes-Benz – в России не производится, поэтому для многих чиновников новый закон будет обозначать расставание с любимой маркой.
Что касается Белоруссии, там производят грузовики и автобусы автозавода «МАЗ», в Казахстане собираются несколько моделей таких марок, как Skoda, Chevrolet, Kia и Cadillac.
Конечно, было бы немного наивно ожидать, что чиновники, если вышеозначенное предложение Владимира Путина обретёт законодательную форму, дружно начнут пересаживаться на Лады Приоры. Даже чиновники средней руки захотят сохранить за собой возможность ездить на более или менее дорогих автомобилях. Возможно, за невозможностью иметь лучшее, они остановят свой выбор на моделях бизнес-класса до 2 млн. рублей: Volkswagen Passat, Ford Mondeo, Nissan Teana и т.д. В любом случае, это тоже российский автопром, пусть и с иностранным участием, так что экономике польза будет. Как минимум, она будет заключаться в том, что иностранные автоконцерны, почувствовав увеличение спроса, начнут охотнее инвестировать в развитие своих российских промышленных мощностей. А это простимулирует появление новых рабочих мест, увеличение налоговых отчислений, обучение российских специалистов.
Что говорят об этом нововведении эксперты и сторонние наблюдатели? Многие из них вспоминают, что некогда к такой мере призывал нынешний оппозиционер Борис Немцов. Правда, тогда ничего не получилось – чиновники так и не захотели пересаживаться на Волги. Не получится и в этот раз – считает Борис Немцов, - вряд ли госслужащие захотят отказываться от привычного комфорта и престижа иномарок. А идею он до сих пор считает неплохой. «Пусть чиновник сам ощутит прелесть российских дорог и российских машин на своей собственной заднице, покупая отечественные машины», - заявил Немцов в комментарии порталу Мнения.ру.
А вот Олег Мосеев, вице-президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» напротив считает, что сегодня, в отличие от 1997 года, когда действовал Немцов, шансы на реализацию вышеозначенного предложения есть. По его словам, часть чиновников уже и так ездит на собранных в России иномарках. Если удастся увеличить хотя бы их количество – это уже будет результат. При этом Мосеев отметил, что государство вполне вправе требовать от своего чиновного аппарата, чтобы тот поумерил аппетиты.
Что ж, государственная машина, похоже, имеет твёрдое намерение сократить расходы своих «винтиков». Вряд ли, конечно, можно надеяться, что чиновники в ближайшее пересядут на «Лады», но первый шаг сделан будет. А там, возможно, появятся и какие-то новые возможности.
Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.