Долгое время инвесторы в основном изучали предложение, но вкладывать большие средства в коммерческие курортные объекты опасались. Если и покупали их, то, как правило, недорого и в сильно изношенном состоянии. Сейчас эта тенденция начала меняться.
Осторожность инвесторов во многом была связана с ожиданием второй волны кризиса и президентских выборов, говорит Кристина Юдина, ИП, руководитель АН «Сделка» в Темрюкском районе. Когда выяснилось, что политическая ситуация останется стабильной, люди стали готовы к серьезным покупкам. Наметилась и тенденция к удорожанию сделок.
По словам Кристины Юдиной, зачастую коммерческие объекты на Азовском побережье продаются в плохом состоянии, т.к. обычно от них избавляются в связи с ликвидацией компании. Имущество, которое представляет хоть какую-нибудь ценность, реализуется до того, как предприятие признано банкротом. Остальное – имеет достаточно плачевный вид.
На фоне этого предложение по продаже аквапарка «Амазонки» в станице Голубицкой выглядит весьма интересным. Аквапарк работает с 2004 года, но некоторые объекты построены совсем недавно. К примеру, детский городок с аттракционами введен в эксплуатацию в 2009 году. А в 2010-м компания установила собственные биоочистные сооружения. Также регулярно обновляется интерьер гостиницы, находящейся на территории аквапарка, и проводится косметический ремонт ее номеров.
Все объекты ежегодно перед началом курортного сезона проходят техническое освидетельствование специальной комиссией. Выявленные недостатки оперативно устраняются, хотя «глобальных» замечаний у поверяющих никогда не возникало, подчеркивает Оксана Дудко, руководитель аквапарка.
Такой бизнес не потребует от инвестора дополнительных вложений, помимо текущих расходов на «химию» для бассейнов, освещение, зарплаты персоналу, поддержание работоспособности всех систем и т.д. По мнению Леонида Подлесного, менеджера ООО «Мастер» (строительство бассейнов, аквапарков, фонтанов).
Срок службы аттракционов во многом зависит от ухода за ними, отмечает Леонид Подлесный. Чтобы оборудование проработало как можно дольше, он советует ежегодно перед началом и в конце сезона приглашать специалистов, которые проведут профилактические работы.
Покупка развлекательного объекта с минимальным износом оборудования, несомненно, обойдется дороже, чем обветшалого. «Но полуразрушенные предприятия представляют интерес в основном для тех, кто не понаслышке знаком со спецификой приобретаемого бизнеса и знают алгоритм действий по его восстановлению, либо обладают свободным капиталом для этого», — говорит Кристина Юдина.
Самостоятельное обновление коммерческого, особенно развлекательного, объекта имеет свои недостатки, отмечают в ООО «Торгово-Инвестиционное Агентство». Главный из них при сильном износе — невозможность начать работать и «отбивать» вложения сразу после покупки.
В ходе реконструкции велика вероятность длительного простоя, т.к. никто не застрахован от срыва сроков поставки нового оборудования или графика монтажных работ. Нередки примеры, когда инвестор планирует сдать комплекс развлечений в июне, а реально это удается сделать лишь к концу сезона. Кроме того, после капремонта конечная стоимость объекта может серьезно превысить запланированные расходы.
Так что при покупке курортной недвижимости все же выгоднее ориентироваться на готовое решение и найти действующий развлекательный комплекс с хорошим состоянием имущественного фонда, отмечают эксперты.