Российский союз промышленников и предпринимателей при поддержке Российского управленческого сообщества провел очередной круглый стол, посвященный обсуждению перспективы введения в России налога на роскошь. Премьер-министр РФ Владимир Путин в своем выступлении на 19 съезде РСПП уделил особое внимание необходимости введения в России в ближайшие годы налога на роскошь. Отметив социальную значимость данного налога, премьер-министр призвал широкую общественность принять участие в обсуждении концепции законопроекта. Поддержав данную инициативу, РСПП приступил к проведению публичных дискуссий по вопросу введения налога на роскошь в регионах России.
Очередная публичная дискуссия прошла в Казани. Собравшиеся эксперты, представители администрации и бизнеса, некоммерческого сектора и СМИ, пришли к выводу, что порог, с которого предлагается относить потребление к категории роскоши, следует поднять. Ведь главная опасность, которая таится в налоге, - удар по среднему классу, чего никак нельзя допустить. Поэтому среди прозвучавших предложений: увеличение до 3 млн. рублей стоимости автомобилей, относимых к категории роскошных, недвижимости – от 50 млн. рублей. По мнению Михаила Делягина, директора института проблем глобализации, разумно будет ввести дифференцированный региональный подход в оценке. «Предлагалось, что планкой будут дорогие авто ценой от 2-2,5 млн. рублей. Мы обсуждали это с коллегами. Кто-то предложил взять за нижнюю планку 3 миллиона, - пояснил Михаил Делягин.- Но тут же возник вопрос: а как быть с внедорожниками? Хороший внедорожник столько и стоит. Ведь в некоторых регионах – это просто способ передвижения. Например, в Томске, Омске».
Если по автомобилям и недвижимости основная дискуссия велась вокруг стоимости приобретения, то проблема владения ювелирными предметами, антиквариатом, различными коллекциями, редкими животными показала, что здесь «подводных» камней гораздо больше. Сам по себе этот рынок не до конца прозрачен, имеет возможность для скрытых операций. К тому же введение нового налога не должно нанести ущерб бизнесу, работающему в этой сфере.
Была затронута в обсуждении и морально-этическая сторона вопроса. По мнению собравшихся, если перспектива высоких налогов уменьшит демонстративное потребление, и гораздо меньше чиновников будет фотографироваться с часами за миллион долларов США, то, в целом, это должно улучшить российский социальный ландшафт.
Михаил Делягин отметил, что введение налога на роскошь не преследует фискальных целей или пополнение федерального бюджета. «Он имеет локальную функцию - изменить мотивацию богатых людей. По сути, этот налог должен создать такие условия, при которых миллионеру будет выгоднее открыть новый завод, чем купить себе швейцарские часики», - говорит эксперт. Обсуждение налога на роскошь только началось и пока трудно сказать будет ли он действительно таким, но неравнодушное отношение к нему широкой общественности показывает, что этот вопрос давно назрел и требует незамедлительного эффективного решения.