На какую поддержку и от кого могут рассчитывать малые предприятия? Как банки оценивают платежеспособность заемщиков? Эти вопросы обсудили участники круглого стола «Большие возможности малого бизнеса», организованного в сентябре ИД «TT Finance» совместно с изданием «МК в Питере».
Для чего берут кредиты
Представители банков, участвовавшие в круглом столе, сошлись в том, что самыми активными заемщиками в Петербурге сейчас являются МП, работающие в торговле, сфере услуг, и производственные фирмы. По оценке Александра Хайкинсона, начальника Управления малого и среднего бизнеса СПб филиала «Промсвязьбанка», в малом бизнесе Петербурга торговлей занимаются 60-70% фирм, а возможно и больше, это самые активные предприниматели. Остальную долю занимают сфера услуг и производ- ство. В примерно такой же пропорции распределяются и кредитные заявки. «Мы в своем банке стараемся развивать программы, ориентированные на кредитование инвестиций, т. е. тех предприятий, которые намерены произвести модернизацию своего бизнеса. В этом году мы увеличили срок кредитования малого бизнеса до 10 лет, у нас есть отдельная программа для приоб- ретения транспорта и коммерческой недвижимости с первоначальным взносом от 20% и без дополнительного залога, так как вопрос залогового обеспечения – один из самых острых для заемщиков, – отметил представитель «Промсвязьбанка». – Тем не менее в краткосрочной перспективе основным заемщиком все равно останется торговля».
Заместитель начальника отдела проектов и разработки продуктов ОАО «Банка «Санкт-Петербург» Константин Мороз, отметил, что за кредитами в Банк обращаются, в основном, представители розничной и оптовой торговли, примерно столько же – сферы услуг и меньше – производственные фирмы. Обратиться за кредитом можно через сайт, по телефону или лично в офис Банка. Через сайт, по данным К. Мороза, поступает 5–10 заявок в день, после чего с заявителем в течение 2 дней связывается сотрудник отдела кредитования МБ и договаривается о встрече. «Заемщики в среднем запрашивают до 5 млн. рублей – на пополнение оборотных средств и на приобретение оборудования, а в последнее время представители МБ активизировали свои усилия по выкупу арендуемой у города недвижимости, – подвел итог представитель «Банка «Санкт-Петербург». Для выкупа недвижимости у нас разработана специализированная программа».
Для выкупа недвижимости
Как оказалось, такие программы сейчас есть у всех банков – участников круглого стола. Срок кредитования по ним – до 10 лет, минимальный первоначальный взнос – от 15% («Санкт-Петербург») до 20% («Промсвязьбанк»), предоставляется возможность досрочного погашения. По оценке менеджера отдела продаж малому бизнесу СЗБ Сбербанка России Екатерины Алексаниной, выкупить арендуемую недвижимость выгоднее, чем продолжать арендовать ее: размер платежей по кредиту примерно равен арендной плате, но зато за 10 лет заемщик становится собственником.
Новые банковские продукты
А. Хайкинсон отметил, что в «Промсвязьбанке» постоянно разрабатываются новые кредитные продукты, например, предназначенные для выкупа арендуемой недвижимости или кредиты с плавающей ставкой. Сейчас становятся важными качество и скорость обслуживания клиентов – малых предприятий, возможность предоставить им консультацию, помочь в выборе оптимального банковского продукта и, конечно же, предложить комплекс услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, инкассации, валютным операциям, сопровождению внешнеэкономической деятельности.
По заявлению К. Мороза, «Банк «Санкт-Петербург», помимо основной линейки продуктов, сейчас планирует запустить совместно с «МСП Банком» кредитную программу по поддержке инноваций и модернизации. У банка уже есть ряд клиентов, готовых кредитоваться по этой программе.
Однако, некоторые банки при работе с МБ идут еще дальше и начинают развивать не только узкоспециализированные отраслевые кредитные программы, но и принципиально новые формы сервиса для клиентов. Так, Северо-Западный банк Сбербанка России начал развивать сеть специализированных офисов для обслуживания предпринимателей. Первый Центр развития бизнеса для субъектов малого предпринимательства был открыт в 2010 году. В нем на регулярной основе (не реже, чем один раз в неделю) Сбербанком организуются и проводятся бесплатные семинары для субъектов малого предпринимательства с участием приглашенных представителей органов инфраструктуры гос. поддержки СМП, консалтинговых компаний, а также тренеров учебных центров. По сообщению Екатерины Алексаниной, наибольшей популярностью пользуются курсы, посвященные бухгалтерскому учету, налогообложению, а также развитию предпринимательских способностей. Принять